Беспилотники: в небе становится тесно

Квадрокоптеры на службе в МСЧ Севастополя (ГУ МЧС России г.Севастополя)
Снимок Севастопольской бухты сделан при помощи квадрокоптера РА «Акцент»
Фото: sevastopol.press

Владельцы дронов теперь должны оформлять любой полет. Правда, в Севастополе об этом не беспокоятся. «Севастопольская газета» попробовала разобраться, нужно ли как-то оформлять намерение запустить в небо собственный мультикоптер с камерой на борту, или нет?

Что такое беспилотник

Открывая основной документ о правилах использования неба, сразу находим две взаимоисключающие нормы.

Пункт 52 главы 2 постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (далее — ФП ИВП) гласит: «Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства».

В это же время в классификации воздушного пространства (того же постановления) класс G, то есть нижнее воздушное пространство вдали от аэропортов, где не производится эшелонирование воздушных судов, обозначен как не требующий наличия разрешений на его использование для всех, без исключения, воздушных судов. Беспилотный летательный аппарат — это теперь тоже воздушное судно, только беспилотное, коротко БВС.

Представители Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ пояснили, что для запуска любого беспилотного летательного аппарата (дрона, коптера и т.д.), независимо от веса и высоты полета, необходимо получать разрешение на использование воздушного пространства. Ужесточение правил использования дронов вызвано участившимися случаями опасного сближения БВС с вертолетами и самолетами.

Как сообщили в филиале «Крымаэронавигация», разрешения на ИВП обязательны не только для полетов дронов, но даже для запуска фейерверков, о чем тоже немногие знают.

В городе нужны сразу два разрешения

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения РФ (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу) — то есть лично ехать в Симферополь или Ростов-на-Дону не надо.

При организации полета любого дрона в Севастополе нужно согласовывать план полета с районным Центром ЕС ОрВД в Симферополе [телефон начальника дежурной смены филиала «Крымаэронавигация» (3652) 60-52-11], чтобы получить подтверждение, что полет БВС не затронет территорию и интересы аэропортов, и подтвердить установление режима ограничения.

Затем следует направить план полета в зональный Центр ЕС ОрВД в Ростове-на-Дону: факс (863) 272-37-98, факс 272-38-08, тел. 272-32-87, где вам выдадут разрешение на полет с установлением режима временного ограничения (который касается безопасности международных трасс, при том что БВС будет использовать воздушное пространство классов А и С; такой режим устанавливает главный Центр ЕС ОрВД в Москве) или местного режима — когда полет проходит далеко от аэропортов и не мешает передвижению воздушных судов, проходит в воздушном пространстве классов С и G.

— Закон нужно соблюдать, ведь, даже запустив дрон на высоту в 50 метров, вы рискуете столкнуться, к примеру, с вертолетом — может случиться серьезная авария, за которую вы понесете ответственность. Помните, что представление на установление местного режима вы должны отправить в зональный центр не менее чем за три дня до запуска квадрокоптера, а план полета — не менее чем за сутки, — рассказали журналистам «Севастопольской газеты» в зональном Центре ЕС ОрВД города Ростов-на-Дону.

Если планируется полет квадрокоптера над населенным пунктом, то дополнительно к разрешению на использование воздушного пространства от ЕС ОрВД нужно получить разрешение от властей города (согласно п.49 ФП ИВП, от соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — от органа исполнительной власти, то есть правительства).

Полеты дронов — уже международная проблема

Вообще проблема нерегулируемого использования БВС в последнее время стала актуальна во всем мире. Растет число нештатных и аварийных ситуаций, спровоцированных запуском беспилотных мультикоптеров, — особенно вблизи аэропортов.

Дроны падают на людей. Уже есть жертвы! В США фотограф лишился половины носа во время подготовки рождественского репортажа в ресторане — квадрокоптер летал там с веткой омелы на борту. А биатлонисту в Австралии дрон повредил голову.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в настоящее время только разрабатывает стандарты в отношении БВС. Выпуск положений по выдаче свидетельств ожидается в 2018 году, остальных положений — не раньше 2020 года.

Сейчас на сайте ИКАО создан специальный раздел, посвященный БВС, где пока что прописаны рекомендации по безопасности полетов:

— необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости;
— убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов;
— проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом, планируйте полет заранее и учитесь у других;
— внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС;
— необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок;
— как только вы запускаете БВС, вы становитесь внешним пилотом, следовательно, вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов;
— для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей;
— запрещается: выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других; летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами; приближаться ближе, чем на 50 метров, к людям, сооружениям или транспортным средствам; летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли; приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.

Севастополь в неведении

Владелец квадрокоптера, севастополец Иван пока что не слишком озабочен какими бы то ни было разрешениями на полеты своего беспилотного воздушного судна. Его уверенность в условной законности нерегламентированных полетов механического друга обусловлена отсутствием в Севастополе информации по выдаче разрешений.

Редакция «Севастопольской газеты» также заблудилась в коридорах власти, пытаясь выяснить, куда именно подавать заявку на выдачу разрешения от местного правительства.

Если, например, в Ялте с этим все более-менее понятно — в тамошней администрации такие разрешения выдает отдел промышленности, транспорта и связи; в Севастополе промышленностью, транспортом и связью заведуют отдельные структуры.

Мы начали со связи. В Главном управлении информатизации и связи были в курсе темы, даже подробно прокомментировали нормы действующего федерального законодательства и правил пользования воздушным пространством. Однако связные открестились от функции выдачи разрешений, направив журналистов «Севастопольской газеты» в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

— Воздушный транспорт — это тоже транспорт, наверняка вопросами полетов квадрокоптеров над городом занимаются они, — сказали милые сотрудники Управления информатизации.

Департамент транспорта оказался куда менее доступным органом власти. Телефон, указанный как контактный, упорно молчал — вероятно, в департаменте наличествует дефицит кадров или телефонных аппаратов.

При личной встрече директор департамента Игорь Титов, меланхолично глядя внутрь себя, сообщил, что, хоть закон о выдаче разрешений на полеты БВС и существует, что обязывает кого-то в правительстве города заниматься данным вопросом, в настоящий момент никто дронами не озабочен вообще.

После комментария о существующем положении вещей И.Титов задался вопросом: «Разве квадрокоптер — это транспорт?..», чем отослал журналистов раскрывать тему полетов БВС над Севастополем в какое-нибудь другое место.

Подумалось: пока соблюдение правил и законов не станет обязательным для власти, будет ли оно нужно простым любителям неба?

Полеты дронов, организованные юрлицами (в целях МЧС или для съемок масштабных городских мероприятий), проходят согласования в Управлении по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти Департамента общественной безопасности Севастополя. После чего это согласование идет на подпись замгубернатору местного правительства. Однако случаев оформления разрешений для полетов частных БВС в данном ведомстве до сих пор зафиксировано не было.

По сути, за неразрешенный полет квадрокоптера положен штраф, а нарушителей должны выявлять службы правопорядка — полиция, ФСБ или ФСО. На деле же, при отсутствии внятности в вопросе полетов частных дронов над Севастополем, вопрос преступления и наказания в этой сфере также не стоит.

Ещё новости о событии:

Владельцы дронов теперь должны оформлять любой полет. Правда, в Севастополе об этом не беспокоятся.
16:32 29.06.2017 Новости.Севастополь.Рф - Севастополь
Квадрокоптеры на службе в МСЧ Севастополя (ГУ МЧС России г.Севастополя) - Севастопольская газета
Владельцы дронов теперь должны оформлять любой полет. Правда, в Севастополе об этом не беспокоятся.
15:21 29.06.2017 Севастопольская газета - Севастополь
 
По теме
В результате проведенного комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска УМВД России по г. Керчи задержали местную жительницу, подозреваемую в незаконном сбыте наркотических средств.
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования