Если бюсты мироточат, это кому-нибудь нужно

Если бюсты мироточат, это кому-нибудь нужно
Если бюсты мироточат, это кому-нибудь нужно
Фото: primechaniya.ru
Начало осени юбилейного года — года столетия Революции — ознаменовалось в России серией поджогов кинотеатров сторонниками Натальи Поклонской, впервые заявившими о своей претензии на политическую субъектность не просто в качестве клуба ностальгирующих по царю Николаю, а как представители организации «Христианское государство — Святая Русь». Кому и зачем на самом деле нужен весь этот маскарад?

География актов вандализма на удивление широка: от Екатеринбурга до Ярославля и Брянска. Как и полагается косплейщикам запрещенного в РФ ИГИЛ, терактам предшествовали письма с угрозами от «христиан» к директорам кинотеатров. Речь, как вы, наверное, сами уже догадались, о еще не вышедшей в широкий прокат, но уже ставшей политическим фактором «Матильде» режиссера Алексея Учителя.

Главное сейчас – остановить «Матильду»!

Тут бы и порадоваться: мол, неизвестные художники-авангардисты внесли в достаточно унылую палитру российской политической жизни новые тона, оживив яркими красками серые тени на холсте. Но спокойно пройти мимо этого перформанса не получается. Потому что, как говаривал известный литературный персонаж, за серыми всегда приходят черные. И, боюсь ошибиться, но кажется, в этот раз именно они и пришли.

Впрочем, наметанный глаз многолетнего наблюдателя за общественно-политическими процессами на постсоветском пространстве сразу заметил подвох. Да его и трудно было не заметить. Рискуя впасть в банальность, скажу, что в наших краях, если бюсты мироточат, значит, это кому-нибудь да нужно. Если отбросить конспирологию, последний всплеск самодеятельной политической активности в наших палестинах был отмечен в период с февраля 1917 по середину 20-х годов. С тех пор без санкции и ведома самого верха начальственной пирамиды в России ничто само по себе не шевелится. Политическая традиция не та.

И если накануне президентских выборов главным вопросом становятся не перспективы снятия западных санкций — с ними и так все ясно — и не бюджетные сокращения в социалке, и даже не переход россиян в провинции на натуральное хозяйство, а то, имел ли гражданин Романов интим с балериной Большого театра, значит самое время проверить карманы.

Вот, скажем, близкий к верхам политтехнолог Евгений Минченко, посвящающий несведущую публику в непубличные пасьянсы внутри правящего по его версии Россией «Политбюро 2.0», сообщил, что «Путин на ВЭФ анонсировал строительство железнодорожного моста на Сахалин». «Будет чем заняться Ротенбергам», — многозначительно добавил политолог, очевидно намекая на строительство Керченского моста.   

Как видим, пока «христианское государство» поджигает киношки, серьезные люди делают серьезные дела. И делают успешно — если вспомнить, как вышел в свисток пар протестов дальнобойщиков против «Платона» и московских квартировладельцев против реновации. Но ведь это все мелочи, правда. Особенно на фоне грядущих побед в Сирии и Донбассе, куда вот-вот введут миротворцев ООН.

Но даже не это сейчас главное. Главное сейчас — остановить «Матильду». Почему?

В бой идут одни силовики

На последних муниципальных выборах в Москве в условиях минимальной явки избирателей по 10 округам победили либералы — от Гудкова до Явлинского и «Парнаса». Пилот сериала «У нас такое невозможно» вызвал интерес рекламодателей и, думаю, будет заказан полноценный первый сезон, по сюжету которого «враги Отечества» могут пойти штурмом на Кремль.

Причем же тут Поклонская и ее буйнопомешанные фанаты? Притом, что народ в преддверии нового электорального цикла в 2018 году стал катастрофически терять интерес к политике. И интерес этот надо чем-то подогреть.

Понять это помогает статистика явки на минувших муниципальных выборах. В целом по стране к урнам пришли меньше 40%. Антирекорд показала Карелия (23,5%), Новгородская (24,8%), Калининградская (26,3%) и Кировская (27,2%) области.

По сообщениям СМИ, по Рязани в воскресенье в направлении участков дружно маршировали десантники. А в городе русской славы Севастополе явка составила 34% во многом благодаря тому, что Черноморский флот, по итогам подсчета голосов, проголосовал практически на 100%. А наиболее высокой явка оказалась в густозаселенной зэками Мордовии — 71,2%.

Явка лишний раз продемонстрировала, что со времен любимого современными ура-патриотами Александра III ситуация почти не изменилась: силовые ведомства остаются основными союзниками власти даже на выборах.

Пластмассовый мир победил

Во многом это вина самой власти, выхолостившей содержание реальной политики практически до уровня стрижки английского газона. В таких условиях смотреть по телевизору «Игру престолов» гражданам стало куда увлекательнее, чем новости.

И бог бы с ними. Но исторический момент требует показать внешнему миру сплочение нации. Вот тут-то и пересекаются статистика выборной явки с всплеском активности новых черносотенцев.

Политтехнологи играют в, как им кажется, управляемый хаос. Побольше буратин, артамонов и мальвин — хороших и разных. В таком деле отбросов нет — есть кадры и управляемость. И вот уже в одном ряду с певцами проверенным ртом вроде Энтео или Милонова появляется калиброванный экс-нашевец Якеменко — на этот раз в роли главы Православного корпуса имени Пуришкевича.

Создавая подконтрольные до поры симулякры общественной активности, технологи приватизируют все сколько-нибудь значимые ниши. Но основной упор делается на нишу правую.

Кто там шагает правой?

Вообще резкий сдвиг общественной атмосферы туда, где правее только стенка, не заметить нельзя. Или нужно быть вовсе слепым.

Когда лет 10-12 назад на малой родине знаменитой сподвижницы Степана Разина Алены Арзамасской возникла дискуссия насчет памятника этой «русской Жанне д Арк», местные попы, черносотенцы и пара-тройка воцерковившихся после перестройки и отрастивших бороды экзальтированных экс-преподавателей истории КПСС совершенно серьезно возражали: мол,

«ее же сожгли как еретичку, она с Дьяволом совокуплялась. А нельзя еретикам памятники ставить». Причем этот аргумент звучал в госучреждениях, в разных советах по культуре при..., на общественных слушаниях, в светских газетах.

Я заинтересовался этой исторической фигурой, и меня просто потрясло, что подобные аргументы звучат в 21 веке в бывшей атеистической стране, жителям которой Юрий Алексеевич Гагарин совершенно точно доложил, что в космосе никакого бога не обнаружено. А тут, блин, телегония и еретики.

К слову, тем же самым на Украине занимался пресловутый Виктор Янукович, накачивая медийным и финансовым ресурсом ультранационалистическую «Свободу», чтобы выглядеть на ее фоне солидным меньшим злом. Закончилось это все очень плохо — как для самого Виктора Федоровича, так и для страны.

Но вернемся к нашей «Няше». Уж не знаю, само ли так вышло или на нее вовремя упал перст вышестоящего начальства — но именно она стала символом и «паровозом» этого набирающего силу и принимающего все более дикие и агрессивные формы консервативного поворота. Стала с того момента, как украсила ареопаг воевавших дедов «Бессмертного полка» царем Николаем. Уже потом пошли мироточащие бюсты, фотоснимки с гастролирующей по просторам России «царской семьей», безумные инициативы уголовных дел по факту незаконности отречения царя в 1917 году, детские подношения на подоконник святому Николаю и далее везде.

Причем все это, словно по команде невидимой дирижерской руки, многократно усиливалось хором раскручивающих эту тему СМИ.

Поначалу многим казалось: ну вот, место покойной «бабы Леры» освободилось», Мизулина как-то потускнела, а неожиданно пробившаяся под свет столичных софитов провинциалка возжелала стать владычицей морскою. Даже когда «замироточил» бюст и даже когда РПЦ этот факт, пусть и с опозданием, но опровергла — все подумали, что мадам просто немного заигралась в историческую реконструкцию, вообразив себя кем-то вроде фрейлины Вырубовой. А тут как-то очень вовремя (или просто кто-то головастый из тех, кто нашептывает ценные советы в сановные уши, догадался) возникла «Матильда».

 

Пока шли словесные пикировки между режиссером картины и воцерковленным экс-прокурором, можно было утешать себя мыслью, что это такая извращенная форма промоушна картины. Как там любил говорить Тедди Рузвельт — «пишите что ходите, главное, фамилию не перепутайте». В конце концов, лента высокобюджетная, а «отбить» вложенные бабки в условиях нынешнего кризиса — задача не из простых.

Но когда все это приняло клинические формы с поджогами кинотеатров, стало не до смеха.  Сразу вспомнились, сами собою всплыв из глубин подсознания, заученные еще в советской школе в курсе истории средних веков слова «Жгите всех, бог узнает своих!».

«Грозное молчание» РПЦ

Кстати, о боге. Что на самом деле удивляет в этой истории, так это долгое молчание РПЦ. Влиятельнейшее «государство в государстве» не делало даже малейшей попытки осудить рецидив политического мракобесия самого реакционного толка. Высказывались по теме только вышедшие в тираж экс-чиновники вроде отца Всеволода Чаплина, договорившегося до того, что, если не полюбившийся Поклонской фильм покажут на экранах, Россия погибнет.

Все это резко контрастировало с обычной реакцией Церкви на нежелательные толкования. Помните казус с чукотским епископом Диомидом — тем чудаком, который 10 лет назад предал анафеме тогдашнего патриарха Алексия за «филокатолицизм» и прочие грехи?

Церковь тогда отреагировала быстро и оперативно, а сейчас молчит. Не хотелось бы думать, что тогда был задет материальный интерес высшего клира, а сейчас дело в такой малости, как имидж. Который, как известно, ничто по сравнению с жаждой.

Но даже когда Церковь публично «заговорила», то лучше бы она этого не делала. Потому что осуждение актов экстремизма выглядело как оправдание террора в псевдорелигиозной упаковке. «Не только православному христианину, но и любому верующему человеку не придет в голову выражать свое несогласие с чем-либо способом, опасным для жизни и здоровья ни в чем не повинных людей», — цитирует «Интерфакс-религия» слова официального спикера.

То есть, одно дело напасть на самого режиссера Учителя, кого-либо из актеров или зрителей фильма — но нельзя подвергать угрозе посторонних. Понятно, почему крупные кинопрокатные сети отказываются от показа «Матильды». Взяв в ленту в прокат, сеть уже не будет проходить, как «ни в чем не повинная». А оскорбленный «православный» опасен, он ведь может и убить, расстроившись.

Два сапога одной медали

Но если вы все же попались на крючок, и вас удалось стравить с соседом или сослуживцем по теме отношения у бывшему царю или фильму о его романе с Кшесинской — советую глубоко выдохнуть и успокоиться. И кинорежиссер, отпускающий дежурные реверансы в сторону монархии, и пораженная вирусом царебесия экс-прокурор — разные стороны одной идеологической медали.

И делают Поклонская с Учителем общее дело — пересматривают историческую памяти о Русской Революции в интересах нынешнего правящего слоя — нового боярства и самоназначенных кандидатов в таковое.

Если вдуматься, то фильм об амурных приключениях последнего царя стал единственным культурным вкладом нынешней России в столетний юбилей главного события в ее истории. И неспроста именно из такого материала лепят символ сопротивления порядочных людей наступающему неомракобесию.

А то ведь народец, чего доброго, может и о Ленине вспомнить.

В позднесоветское время ходила шутка о том, что напишут о дорогом Леониде Ильиче историки будущего: мол, назовут его «мелким политическим деятелем эпохи Аллы Пугачевой». В истории с разгорающимся на наших глазах баттлом «Матильды» и «Христианского государства» все не так. Поклонская не удостоится даже скромного эпитета, которым награждали позднесоветские кухонные остряки Леонида Ильича. Ибо этот последний все же не играл по чужим нотам в театре Карабаса Барабаса.

Шерше ля фам

А то, что перед нами постановка политического театра кукол на тему имитации общественного раскола — очевидно. Особенно после того, как пошла публичная «ответка». И от кого бы вы думали? От екатеринбургского Ройзмана. Того самого, который в черно-белой схеме нашего «дуроскопа» олицетворяет «Ельцин-центр» и прочее «либеральное зло».

А потом пошел как-то уж очень вовремя появившийся вброс о том, что одним из тренд-сеттеров на следующих выборах будет женщина.

Многоопытные наблюдатели сразу же указали на Валентину Матвиенко. Но, откровенно говоря, при всех своих номенклатурных достоинствах и богатом аппаратном опыте Валентина Ивановна — не тот человек, который в условиях падения интереса к выборам мобилизует массы на поход к урнам. Тут надо бы кого-то помоложе и погорячее. С идеей, пусть и завиральной.

В общем, по ходу в качестве рабочей гипотезы вырисовывается контуры римейка старинной постановки середины 90-х: «Голосуй или проиграешь».

Что само по себе является неутешительным диагнозом для «Единой России».

Ведь если единственным работающим аргументом за власть является тот факт, что ее оппоненты еще хуже, а главный лозунг: «Или я — или трава не расти» — значит, арсенал идей для конструктивной мобилизационной повестки банально исчерпан.

А что до Натальи Поклонской и ее агрессивных фанатов, то стоило бы напомнить строчки известного стихотворения:

Вовсю для божьей славы расстарались,
Но не вошли в историю, хоть плачь,
Навеки безымянными остались
Доносчик, инквизитор и палач.

Нету проку от усердья,
Лишь бы — галочка в графе —
Самый верный путь в бессмертье —
Это аутодафе.

 
По теме
Молодой крымчанин ответил за грязь на недавно отремонтированной территории Александр Клименок Гражданину объяснили, как надо себя вести Фото: Алексей БУЛАТОВ Житель Евпатории наказан за шалость в день рождения приятеля.
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования