Гимн России: что он из себя представляет?

Гимн России: что он из себя представляет?
Гимн России: что он из себя представляет?
Гимн России: что он из себя представляет?
Гимн России: что он из себя представляет?
Гимн России: что он из себя представляет?
Гимн России: что он из себя представляет?
Фото: ruinformer.com

12 июня мы празднуем День независимости России или в полной формулировке: День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Данное событие произошло 12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов РСФСР.

У каждого независимого государства имеется ряд обязательных атрибутов, утверждающих его неповторимость относительно прочих стран. Кроме языка, на котором общается большинство населения и являющегося государственным, признаком суверенной, т.е. независимой страны, являются также герб, флаг и гимн.

Россия здесь не исключение.

Оставив за скобками рассуждения о речи народа, флаге державы и гербе государства, обратим своё внимание на национальный или государственный гимн.

Прежде всего, а что же представляет собой это понятие – гимн?

В переводе с греческого гимн – это торжественное музыкальное или музыкально-поэтическое произведение, исполняемое хором и оркестром в случаях, обычно предусмотренных специальным законом, если речь идёт о гимне, как обязательном государственном атрибуте. Прежде всего, при официальных празднествах, мероприятиях, церемониях и ритуалах. Во время исполнения гимна принято вставать и обнажать голову. 

Следует ОСОБО подчеркнуть, что гимн любой страны, как поэтическое произведение – это, в некотором роде, священный текст для её граждан.

Слова гимна естественным образом из-за многократного их прослушивания откладываются на подсознательном уровне у человека, а в массе людей, в обществе, формируют присущие только тому или иному социуму нюансы поведения в восприятии иностранцев, которое называется менталитетом народа. 

Как тут ни вспомнить известное:   «Что русскому хорошо, то немцу – смерть…» . Конечно, это утрировано, но, по сути, национального различия разных этносов друг от друга в «мелочах» – верно.

И гимн в весьма значимой степени влияния способствует формированию архетипов и идей, а в итоге – формирует и сознание, проявляющееся и в мировоззрении и в поступках людей, представляющих тот или иной народ: немцев, испанцев, французов, русских и т.д.

Предназначение любого гимна – восславлять кого-либо, что-либо.

Государственный гимн в этом смысле имеет совершенно определённую сверхзадачу – восславлять государство. Соответственно, в государственном гимне присутствует образ и самого государства. А, значит, и определённые наши представления о самих себе и о нашем общем, народном отношении к окружающему нас миру.

У России очень сложная, бурная и драматическая история, за время которой происходили колоссальные изменения в её государственном устройстве. Что, в свою очередь, влекло за собой изменения и в государственной атрибутике, включая сюда и гимн державы: как по звучанию музыки, так и по содержанию текста.

Генезис отечественной гимнографии весьма интересен.

Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке. В царствование императора Петра I был написан «Преображенский марш», как марш Лейб-гвардии Преображенского полка, созданного в 1691 году.

Государственным гимном он не являлся, но часто исполнялся на торжественных церемониях первой половины XVIII.

Он и сейчас узнаваем с первого же аккорда и до сих пор является неотъемлемой частью военных парадов и официальных церемониалов с известными всем словами:  «Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы…» . Имя автора этого марша, к сожалению, «кануло в Лету».

В царствование императрицы Екатерины II в 1791 году композитором О. Козловским на стихи Г. Державина был написан торжественный полонез   «Гром победы раздавайся» , зазвучавший на важнейших придворных церемониях:

Данный полонез некоторое время считался неофициальным государственным гимном. Написанный по поводу взятия русскими войсками под командованием  А.В.Суворова   турецкой крепости Измаил, он определённым образом отражал, как внутриполитическую ситуацию в Империи, так и внешнеполитические достижения уже свершившиеся и некоторые амбиции Росси пока ещё только устремлённые в будущее.

Для многих из нас, живущих в веке 21-м, данный текст воспринимается с известной долей иронии к архаичным словам и оборотам речи, давно уже не используемых.

Рождение первого и широко использовавшегося неофициального гимна Российской Империи, просуществовавшего вплоть до официального принятия государственного гимна «Боже, царя храни», произошло в царствование императора   Павла I.

Что, в какой-то степени, явилось событием логичным. Император Павел I своим первым же указом отменил установленный ещё Петром I порядок престолонаследия по завещанию и ввёл наследование по праву первородства по мужской линии.

Им же была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний, в которых значительное место уделялось музыкальному сопровождению.

Таким произведением стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный в 1794 году директором Придворной певческой капеллы Д. Бортнянским на слова поэта М. Хераскова:

Правда, в тексте нигде не упоминается Россия, и он воспринимается, скорее, неким церковным молитвословием, обращённым исключительно к восхвалению Бога, Его мощи и упованию на Его помощь в делах мирских…

Что, с другой стороны, естественно – России в то время была религиозным христианским государством. 

С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн «Боже, храни короля», или же, как в наше время – королеву. Его текст был адаптирован поэтом   В. Жуковским   и дополнен несколькими строфами  А. Пушкина.   Гимн получил название «Молитва русских» и исполнялся на музыку (мотив) английского гимна.

Во всех смыслах русский(!) гимн(!) на «английскую» музыку и с «английским» же подходом к тексту, пусть даже с «добавлением» А.С.Пушкина, вызывает, скорее, большое НЕДОУМЕНИЕ, чем воодушевление!

Чем руководствовалась российская власть образца 1816 года, столь «легкомысленно» отнесясь к гимну Державы примитивным заимствованием чужого «мотивчика» – Бог ей судья.

Вне Бога существует объяснение, что, мол, после создания в 1815 году «Священного союза» между Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией и дабы подчеркнуть единство и согласие членов Союза, возникло предложение дополнительно «объединить» их введением в странах участницах Союза единого Государственного гимна. За основу был взят гимн Великобритании «God save the King» («Боже, храни Короля»).

Почти ровно через сто лет русский народ по «английской подсказке» Царя не сохранил. Причём «подсказку» надо понимать и в том смысле, что самое АКТИВНОЕ участие Британии в государственном и политическом развале Российской Империи периода новой Русской Смуты в образе революций 1905 и 1917 годов – является фактом.

Вот такое, где-то даже мистическое переплетение английского гимна «на русской службе» с крушением Российской Империи.

Не помогло избежать крушения и то, что по указанию Императора Николая I в 1833 году на музыку композитора  Алексея Львова   и на основе НОВЫХ слов Василия Жуковского, была создана вторая редакция «Молитвы русского народа» в виде утверждённого Государственного гимна России под название «Боже, Царя храни». Который просуществовал в этом качестве до 1917 года:

Новые властители России оказались ещё более радикальными гимнографическими «оригиналами», чем свергнутая ими власть.

Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала французская(!) «Марсельеза». Решающим фактором в этом выборе было желание Временного правительства продемонстрировать «поясным прогибом» свою верность союзникам, в первую очередь Франции, и наплевательски-унизительное отношение к своему Отечеству.

В октябре 1917 года власть в стране захватили большевики.Новым гимном уже большевистской России стал «Интернационал».

Так же «французская штучка», созданная французским композитором  Эженом Потье   в 1871 году на слова поэта   Пьера Дегейтера   и впервые исполненная в 1888 году во французском городе Лилль.

Ни в тексте, ни в музыке этой «французской штучки» НЕТ ничего национального, НЕТ ни единого слова связанного с конкретной страной – той страной, государственным символом которой он являлся. Совершенно абсурдная и сюрреалистичная картина для гимна страны!

Новый гимн, написанный  Александром Александровым   на основе его песни «Гимн Партии большевиков»: текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль-Регистана (это псевдоним Габриэля Урекляна)тпрозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР новый гимн утверждался с 15 марта 1944 года для повсеместного использования.

«Интернационал» же продолжал оставаться партийным гимном правящей коммунистической партии в СССР.

Таким образом, в период СССР, в России было ДВА(!) гимна: партийный и народный! Две столицы, два «Новых года», два гимна… Воистину  – «…умом Россию не понять…».

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 23 ноября постановлением Верховного совета РСФСР гимном Российской Федерации была утверждена «Патриотическая песня» Михаила Глинки, написанная им в 1833 году.

Но в сравнении, ОСОБЕННО с МОЩНОЙ музыкой А.Александрова и ТОЧНЫМ текстом «Союз нерушимый…», «Патриотическая песня» явно проигрывала.

В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, и Россия стала новым независимым, суверенным государством. Она унаследовала от РСФСР ее гимн – «Патриотическую песню». В 1993 году статус государственного гимна был подтвержден указом президента РФ.

Принятый гимн исполнялся(!) без(!) слов(!), так как общепризнанного текста для «Патриотической песни» не было. Впоследствии был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России. В комиссию поступило свыше 6000 текстов. Было отобрано 20 вариантов. Лучшим признали текст Виктора Радугина «Славься, Россия!».

Российское общество, состоявшее в основном ещё из «рождённых в СССР», не принимало душой новое звучание гимна.

Возникла пауза…

Вопрос об одном из атрибутов государственной символики России был окончательно решён в самом конце 2000 года. Федеральным конституционным законом от 25 декабря «О Государственном гимне Российской Федерации» была утверждена музыкальная редакция гимна (музыка А. Александрова). Указ президента РФ от 30 декабря утвердил текст гимна на слова Сергея Михалкова.

В ночь на 1 января 2001 года в стране снова прозвучала ПРЕЖНЯЯ мелодия Александрова. И впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся с новыми словами, автором которых был С.Михалков – создатель текста гимна СССР:

Теперь о музыке А.В.Александрова и о самом авторе музыки гимна: это весьма любопытно и интересно!

Без всякого неуместного пафоса можно смело утверждать, что музыка нашего Гимна – самая мощная, самая торжественная, самая завораживающая, самая харизматичная и самая запоминающаяся из всех существующих на сегодня гимнов других стран!

И основу этому восприятию во всём последующем музыкальном полотне гимна задаёт тот самый, словно «оглушающий», помните!?..., – первый аккорд музыки без слов, после которого эмоции охватывают сознание слушателей благоговейным трепетом и после которого ВСЕ слова гимна наполняются особым восприятием в душе каждого гражданина России! Ещё раз прослушайте наш гимн – не услышать первый аккорд просто невозможно! Это то самое оркестровое tutti, которое звучит не в финале, не в середине, а в начале композиции. Сразу – громко и весомо!

Это – и «странно» и потаённо одновременно.

А ведь этот аккорд ни что иное, как воспроизведенное посредством оркестра церковное слово «аминь». Всякий, кто знаком с православным богослужением, знает, что это слово чаще прочих звучит при совершении всех без исключения служб и означает на арамейском «правда», а по-гречески – «да будет, верно, истинно так».

Александр Васильевич Александров, как автор не только Гимна страны, но и музыки песни «Священная война», и как создатель известного во всем мире Краснознаменного ансамбля песни и пляски – широко известен и, по праву, всемирно знаменит и высоко, как композитор, почитаем у нас в стране. Но мало кто из музыковедов в советское время знал, что 12-ть лет – с 1906 по 1918 годы – А.Александров был регентом (руководителем хора) кафедрального Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. А.Александров получил великолепное музыкальное образование, будучи выпускником регентского класса Придворной певческой капеллы. А в капелле уровень преподавания был не просто высок, а ОЧЕНЬ высок.

Думается, что в первом аккорде гимна оркестровым «Аминь!» (Истинно так!), создающим общую эмоциональную атмосферу всего произведения в целом, бывший регент А.Александров связал воедино свою прошлую клиросную деятельность, в том числе и на поприще духовного композитора, с реалиями уже нового для него, советского времени в главном сочинении всей свой жизни.

Думается, что и товарищ Сталин, сам очень хорошо разбиравшийся в церковном богослужебном пении, правильно и по достоинству оценил гениальный «музыкальный ход» композитора, столь потаённо и талантливо обретённый в первой музыкальной фразе нашего гимна.

Думается, что гимн страны не может возникнуть абы как, то есть – совершенно случайно. Гимн страны – это всегда отражение, как глубинных исторических процессов в судьбе народа, так и восприятия народом этих процессов с точки зрения единой вековой духовной преемственности.

И подтверждение этому является то, что, если можно так выразиться, «старый новый» Гимн принят обществом современной России без каких бы то ни было оговорок.

И в этом смысле трудно не согласиться со словами   Сергея Глушкова «Идеология – это всегда преходяще. А высокое чувство принадлежности к великой стране, способной выстоять и сохранить свой дух в самых жестоких исторических испытаниях, выражено в Гимне А.В. Александрова настолько полно, что заменить эту музыку другой будет возможно, когда страна изменится до неузнаваемости. А пока мы – Россия во всей полноте этого слова, другого Гимна нам не потребуется».

Янушевский Ю. Г.

 
По теме
Прокуратура города Севастополя проводит проверку по факту смерти малолетнего ребенка в медицинском учреждении.
В городе-герое внезапно скончался ребенок Александр Клименок Врачи оказались бессильны Фото: Алексей БУЛАТОВ В инфекционной больнице Севастополя умер четырехлетний ребёнок.
В результате проведенного комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска УМВД России по г. Керчи задержали местную жительницу, подозреваемую в незаконном сбыте наркотических средств.
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Студия «Черное море» завоевала награды на международном конкурсе в Москве - СЦКИ Образцовая хореографическая студия «Черное море» Севастопольского центра культуры и искусств завоевала награды на Международном творческом форуме «Жизнь городов» и фестивале-конкурсе «Планета искусств» в Москве.
СЦКИ