С 1 июня 2017 года в Севастополе начала работать система автоматической фиксации нарушений ПДД, которые фиксируют не только превышение скорости на дорогах, но и другие виды нарушений, связанные с полосами движения, перестроением, пересечением запрещающих линий разметки.
На сегодняшний день нередки случаи необоснованных «обвинений» со стороны органов ГИБДД и санкций в виде штрафов за нарушения правил дорожного движения, которые не совершали или совершали не мы, но ответственность при этом несем по всей строгости закона, которую устанавливает уже не принцип верховенства и единства закона, а «слово» техники - камеры автофиксации, которое, к сожалению, не всегда оказывается правильным и точным.
В настоящее время камера автофиксации правонарушений на дорогах – это целый комплекс, включающий в себя полицейский радар, измеряющий скорость движения нескольких целей одновременно, и цифровую видеокамеру, по кадрам фиксирующую момент нарушения Правил. Радарная часть аппарата работает по принципу временной или допплеровской локации, определяющей скорость объекта по временному или частотному сдвигу излучённого и отражённого сигналов.
Видеокамера работает в непрерывном режиме, ведя постоянную запись изображения в наблюдаемой зоне. При определении радаром запрещённой скорости объекта камера фокусируется на объекте-нарушителе, переходя в режим кадровой фиксации его движения. Для каждого вида нарушения производится отдельная настройка камеры.
Современные камеры видеонаблюдения позволяют фиксировать следующие дорожные нарушения:
Информация о факте нарушения ПДД, зафиксированная автоматическими камерами ведеофиксации, передаётся на центральный сервер, где производится расшифровка и распознавание регистрационных знаков автомобиля-нарушителя по фотографиям видеозаписи. Первоначальная идентификация номеров производится автоматически, затем они сверяются в базе данных ГИБДД по регистрации автомобильного транспорта, откуда выбираются сведения о владельце машины.
Далее вся информация поступает на рабочее место инспектора, который проверяет правильность идентификации государственных регистрационных знаков (ГРЗ) машины нарушителя, а также разбирает вручную материалы, которые не прошли автоматическое распознавание номеров и производит их визуальную идентификацию. Материалы, по которым невозможно правильно определить номер машины, отбраковываются инспектором и списываются.
Окончательное постановление по зафиксированному нарушению оформляется другим инспектором, контролирующим качество видео и фотоматериалов и проводящим итоговую сверку полученных данных. Постановление о нарушении составляется им в электронной форме, заверяется личной электронной подписью инспектора и распечатывается на принтере.
Полученное таким образом «письмо счастья» отправляется по почте в адрес собственника машины. Отправка производится в виде заказного письма с уведомлением. Поэтому в случае вручения постановления адресату или его невручения почта представляет в ЦАФАП ГИБДД соответствующее уведомление. Если адресат по каким-то причинам не прибывает на почту за получением заказного письма, то оно хранится там ровно одну неделю, а затем возвращается обратно отправителю как невостребованное. Со дня возвращения постановления в ЦАФАП оно считается вступившим в действие.
При вручении постановления адресату нарушитель может обжаловать его в течение 10 дней со дня получения. Если он не может сделать это по объективной причине в указанный срок (болезнь, командировка и т.д.), то при наличии оправдательных документов может ходатайствовать в обжалуемой инстанции о продлении данного срока. Обжаловать постановление можно в вышестоящем органе ГИБДД или в суде. В случае обжалования постановление не может вступить в действие, пока не будет принято решение по данной жалобе в соответствующей инстанции.
Если постановление не оспаривается владельцем машины, то оно вступает в действие по окончании 10-дневного срока с момента вручения. Согласно ст.32.2 КоАП нарушитель должен выплатить штраф в течение 2-х месяцев с момента начала действия постановления. Сделать это можно различными способами, включая электронный сервис портала госуслуг или «Автоплатёж» от Банка.
С учётом 10-дневного срока на обжалование время ожидания дела в ГИБДД составляет 70 дней со дня вручения постановления. Если решение постановления не исполнено нарушителем добровольно, по истечении этого времени дело передаётся судебным приставам для обеспечения принудительного взыскания долга.
Судебная практика оспаривания штрафных постановлений показывает, что основными их причинами являются следующие недостатки в оформлении данного документа: приложенные фотографии не дают однозначного ответа на вопрос, какой автомобиль является нарушителем и в чём заключается нарушение;
Учитывая высокий уровень штрафов по нарушениям ПДД, обжалование постановлений имеет смысл из экономических соображений. Однако каждое обжалование должно быть гарантированно успешным, иначе судебные расходы принесут только дополнительные расходы.
Судебная практика показывает, что вероятность успешного обжалования автоматических штрафных постановлений выше, когда:
Следует отметить, что с 18 марта 2014 года, после вхождения Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации, до сегодняшнего дня не урегулирован вопрос с дополнительной, не светящейся секции светофора в виде зеленой стрелки, которые остались на светофорных объектах Крыма и Севастополя со времен Украины.
По неофициальным разъяснениям органа ГИБДД: «административные меры за проезд перекрестка в направлении зеленой стрелки при включенной секции красного света на светофоре не применяются».
Однако, согласно действующим требованиям ПДД Российской Федерации, при выезде на перекресток на запрещающий сигнал светофора при наличии дополнительной стрелки зеленого цвета в виде таблички, камеры будут фиксировать как нарушение. В данном случае такое нарушение будет квалифицировано как «проезд на запрещающий сигнал», санкции за которое предусмотрены ч.1 ст. 12.12 ПДД РФ – штраф в размере 1 000,00 рублей, при повторном несоблюдении данного требования— 5 000,00 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок 4- 6 месяцев.
Официальных комментариев относительно ситуации с фиксацией нарушений требований ПДД на перекрестках, при наличии на светофорном объекте дополнительной не светящейся секции в виде зеленой стрелки, а также каких-либо изменений в законодательных актах о применении «стрелки» на территории Крыма и Севастополя со стороны органов властных полномочий на сегодня нет.
Вместе с тем, система слежения будет интерпретировать поворот под стрелку как нарушение ПДД, но при этом, действия по демонтажу «зеленых стрелок» со стороны организаций, обслуживающих светофорные объекты не предпринимаются.
То есть, единственным вариантом разрешения возникшей правовой коллизии будет обжалование постановления об административном нарушении по данному факту в судебном порядке или, как указано выше, в порядке подчиненности в вышестоящем Управлении ГИБДД.
Кроме этого, на территории города отсутствует установка знака 8.23 «Фотовидеофиксация», без наличия которого фотофиксация стационарными камерами нарушения требований ПДД является незаконной.
Табличка 8.23 применяется с предупреждающими дорожными знаками (1.1, 1.2, 1.8, 1.22), запрещающими знаками (3.1-3.7, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.20, 3.22, 3.24, 3.27-3.30), знаками особых предписаний (5.14, 5.21,5.27 и 5.31), а также со светофорами для информирования о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движения стационарными автоматическими техническими средствами. Разметка 1.24.4 должна применяться для дублирования таблички 8.23 и наноситься в одном поперечном сечении дороги с ним. В случае, если применение таблички 8.23 не требуется, разметку 1.24.4 допускается применять самостоятельно.
Не требуется установка табличек 8.23 перед участками дорог, на которых осуществляется фиксация нарушений нестационарными (переносными, мобильными) средствами фиксации.
Таким образом, отсутствие таблички 8.23 или разметки 1.24.4 не может служить основанием для отмены постановлений о наложении административного штрафа, вынесенных с использованием средств фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме.
При несогласии с полученным постановлением о нарушении владелец машины имеет право его обжаловать в течение 10 дней после получения. За это время он обязан успеть сделать следующие шаги поэтапно:
Этап 1. Подготовить бумаги, подтверждающие его несогласие, которыми могут являться:
Этап 2. Подготовить аргументированную жалобу, чтобы оспорить штраф ГИБДД с камеры видеофиксации.
Жалоба должна содержать несогласие автора с решением постановления, последовательное и логичное изложение всех доводов в пользу своего возражения со ссылками на прилагаемые документы, обоснование своих доводов и требований положениями законодательных актов. В заключении жалоба должна содержать просьбу об отмене постановления.
Кроме того в жалобу следует включить следующие сведения:
Подробное описание всей ситуации с достоверным обоснованием своих доводов фактическим материалом обеспечивает успешный результат разбирательства для владельца машины. Для этого может потребоваться получение сведений и справок от городских служб о расположении всех дорожных знаков и разметки в районе зафиксированного правонарушения или записей видеокамер наблюдения близлежащих коммерческих объектов, на что нужно подготовить отдельное ходатайство.
Этап 3. Представить жалобу и подготовленный пакет документов в ту полномочную инстанцию, где обжаловать штраф ГИБДД с камеры автоматической фиксации нарушений удобнее и выгоднее для заявителя. Это может быть начальник отдела ГИБДД или районный суд. Закон (КоАП ст.30.2) позволяет владельцу автомобиля самому выбирать инстанцию по разрешению спора – досудебную в вышестоящем отделе ГИБДД или судебную. Контакты должностных лиц должны быть указаны в постановлении.
Судебное решение, если оно не устраивает заявителя, также может быть обжаловано в установленном порядке, для чего он имеет право подать апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию. Наиболее короткий и быстрый путь разбирательства при обжаловании постановления – это жалоба в ЦАФАП ГИБДД, организацию, непосредственно занимающуюся автоматической регистрацией правонарушений. Контактные данные всех подразделений ЦАФАП можно найти в интернете.
На сегодняшний день необходимо понимать, что для борьбы за собственные права нужно прекрасно ориентироваться во всех нюансах законодательства, уметь грамотно и верно составить заявление, собрать документы. Воспользовавшись услугами опытных юристов Севастополя, вы автоматически повышаете свои шансы выиграть дело.
Остается лишь верить, что в число водителей, которые готовы бороться за свои права, возрастет, как и количество жалоб на штраф, и больше не придется безропотно соглашаться с несправедливыми обвинениями ГИБДД.
Стоит отметить, что с 15 июня 2017 в Севастополе будет запущена в работу система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.
На первом этапе программы фиксация нарушений с дальнейшим направлением постановлений об административных правонарушениях будет осуществляться на ул. Хрусталева напротив дома 151, ул. Героев Севастополя, напротив домов 16 и 20.
Ввод остальных рубежей контроля будет происходить поэтапно, с информацией о ходе выполнения данных работ в ближайшем будущем можно будет ознакомиться в специальном разделе «Город\Система автоматической фиксации нарушений ПДД» официального сайта Правительства Севастополя.