Скоро в Крым будет некому летать

Скоро в Крым будет некому летать
Фото: primechaniya.ru
На сегодняшний день ежегодный поток гостей полуострова составляет около 5-6 миллионов человек при годовом пассажирообороте симферопольского аэропорта в 5 миллионов. Самолеты стали главным поставщиком главного источника дохода Крыма — туристов. Но Россия стремительно теряет пилотов пассажирских самолетов, которые массово переходят на более высокооплачиваемую работу в Азии.

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсант

Российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в  Азию: за  последние 2,5 года туда уехали на  работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и  инструкторов (около 100 из  них в  Китай), еще 400 человек  — в  процессе трудоустройства. Основной причиной и  в  отрасли, и  в  Минтрансе считают высокий разрыв в  зарплатах на  фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на  рынке: нехватку пилотов источники называют одной из  причин скандального сокращения полетной программы «ВИМ-Авиа». Не  исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ  могут опять запросить расширение квоты на  наем иностранных пилотов.

Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в  Азию, в  частности Китай и  Корею, рассказали источники в  отрасли. По  их  сведениям, за  последние 2,5 года в  регион уехало более 300 «наиболее подготовленных пилотов с  отличными знаниями английского»  — КВС и  КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий  — «в  процессе оформления документов». Утечка затронула, в  частности, S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и  «ВИМ-Авиа».

Собеседник замечает, что уход из  «ВИМ-Авиа» сразу 12 КВС мог стать одной из  причин масштабных сбоев полетной программы. В  авиакомпании подтвердили, что некоторые пилоты уехали работать в  Китай, Индию и  Вьетнам. Основная причина оттока, по  мнению «ВИМ-Авиа», «имеет экономический характер»: в  странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и  квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и  рекрутинговые агентства подбирают кадры в  РФ  и  других странах.

В  Китае в  2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из  них  — 25,2 тыс. коммерческих (за  год их  число выросло на  2,3 тыс. человек). По  данным Boeing, в  ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по  5,5 тыс. пилотов в  год  — 111 тыс. человек к  2035 году. В  2016 году в  стране было 59 авиакомпаний и  218 аэропортов, их  перевозки выросли на  12%, до  488  млн пассажиров, а  всего через аэропорты КНР прошло более 1  млрд человек.

Авиакомпании РФ  с  2011 года из-за дефицита КВС также боролись за  право нанимать иностранных пилотов, и  в  2014 году правительство выделило им  квоту  — до  200 иностранцев в  год. Но  это совпало со  спадом пассажиропотока (в  2015 году  — на  1,2%, в  2016-м  — на  3,8%) и  ослаблением рубля, спрос на  работу в  РФ  упал. У  «Аэрофлота» 21 иностранный пилот (18 человек  — из  Чехии), квота компании  — 80 человек.

$17–25 тысяч в  месяц способны платить квалифицированным иностранным пилотам китайские авиакомпании

Источник   в  одном из  зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из  РФ  совпал с  падением пассажиропотока и  прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 года), когда из  компании было уволено более 10 тыс. человек. По  его словам, зарплата пилота в  Китае в  среднем в  четыре раза выше, чем в  РФ, — от  $17–25 тыс. в  месяц. График работы  — 80 часов налета в  месяц (в  РФ  — 90), не  менее 96 дней отпуска (в  России  — 70 дней). С  2016 года в  Китае упрощена выдача пилотам разрешений на  работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из  России», говорит источник. Интерес к  россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос  — на  КВС с  налетом от  2,5 тыс. часов. Сейчас в  КНР порядка 100 российских КВС и  инструкторов, еще столько  же готовятся к  приему на  работу.

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в  кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в  компании есть дефицит российских КВС, и  подтвердил, что «пилоты гурьбой уходят в  Азию и  Китай, где заработные платы в  1,5–2 раза выше».

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но  «больше не  видит возможностей для ее  роста», поскольку второй пилот получает 320–350  тыс.  руб. в  месяц, КВС  — 470  тыс.  руб., а  инструктор  — более 500  тыс.  руб. «Аэрофлот» запросил новую квоту на  40 иностранных пилотов. На  20% выросла зарплата летного состава «Уральских авиалиний» (там отказались от  комментариев). В  S7 подтвердили наличие проблемы, но  «пока только в  единичных случаях». В  «Волга-Днепр» на  запрос= не  ответили.

В  «ВИМ-Авиа» подчеркивают, что иностранные компании не  несут затрат на  подготовку пилотов, не  имеют обязательств по  их  пенсионному и  соцобеспечению по  окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не  только перевозчикам, но  и  экономике РФ  в  целом, считают в  компании, так как большинство уезжающих получили образование за  госсчет, а  при работе за  рубежом по  краткосрочным контрактам не  платят отчисления в  Пенсионный и  другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с  отраслевого до  государственного уровня, говорят в  «ВИМ-Авиа».

В  Минтрансе =подтвердили тенденцию утечки кадров, но  заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба». Там согласны, что отток вызван «прежде всего курсовой разницей валют». Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с  Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и  скоро «будут представлены на  общественное обсуждение». В  S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с  участниками отрасли. Пока, по  словам источника=, российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к  работе за  рубежом  — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на  закон о  защите персональных данных.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что с  открытием рынков необходимо смириться с  оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не  исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по  найму иностранных КВС.

 
По теме
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования