Одна из площадок пятого юбилейного Крымского военно-исторического фестиваля работает на территории Михайловской батареи. Реконструкторы представили завершающий этап Крымской кампании 1853-1856 годов – гости фестиваля могут познакомиться с мирной жизнью середины девятнадцатого века: попробовать проявить фотографии в старинной лаборатории, посетить послевоенный госпиталь и научиться обращаться с мушкетом в рекрутской школе.
ЕКАТЕРИНА КОЛОМИЕЦ, корреспондент:
«Впервые за всю историю Крымского военно-исторического фестиваля одна из площадок, посвящённая Крымской войне, расположена на Михайловской батарее. Здесь можно увидеть оборонительные укрепления и быт солдат союзных войск и Российской императорской армии».
На дворе – 1856 год. Уже подписан Парижский мирный договор, но войска противника, Британской и Французской империй, всё ещё под Севастополем. Они не торопятся покидать Крым и погружаются в светскую жизнь. Именно это увидят гости на Михайловской батарее.
- «Сейчас стреляла пушка, мы пришли сюда с экскурсией, здесь очень интересно. Мы хотим узнать всё поподробнее».
- «Мне было вообще не страшно, но я чуть-чуть испугался, потому что она хлопнула».
- «Нам рассказали про укрепления, что этим защищались от выстрелов».
- «Второй бастион и Малахов курган пал. И все поняли, что дальше защита Севастополя теряет всякий смысл. Поэтому по понтонному мосту, который, кстати, вот здесь у нас примыкал на Северную сторону, личный состав, гарнизон города, перешёл на Северную сторону, и тем самым героическая оборона Севастополя завершилась».
ИЛЬЯ ДАВЫДОВ, организатор площадки «Крымская война» Крымского военно-исторического фестиваля:
«Здесь мы показываем непосредственно мирную жизнь: работает свечная мастерская, продолжает проводить свои полевые операции помощники знаменитого хирурга Пирогова».
Унтер-офицер 16-й дивизии 32-го Суздальского пехотного полка, первая гренадерская рота – так отрекомендовался Сергей Зыков. Он плавит воск, чтобы изготовить свечи.
- «Воск нагрелся, мы дождались этого момента. Теперь я набираю черпачком воск и стараюсь залить в форму».
- «Питание солдат, обеспечение униформой, пороховыми зарядами, ядрами – вот это важно. Свечи, если уж совсем солдату нужно будет – он это придумает и сам сделает».
Лампу накаливания с угольной нитью изобретут лишь через четверть века. Её запатентует американский изобретатель Томас Эдисон в 1979 году. А в Крымскую войну русских офицеров грело пламя восковых свечей.
- «Вот такие свечки использовали вот в таких вот фонарях – для освещения лагеря, приготовления пищи, чтобы можно было посидеть за столом, осветить палатку и всё остальное».
В лагере войск союзников можно познакомиться с самим Роджером Фэнтоном – первым официальным военным фотожурналистом. Именно его снимки опубликованы в учебниках истории в главах, описывающих Крымскую кампанию. Он не снимал убитых и раненых, а только изображения с идиллическим характером. Это был госзаказ – так что Фэнтон, финансируемый британской короной, первым бросил тень на журналистскую профессию.
АРТЕМИЙ ПЕРЕВОЗНИК, фотограф-амбротипист (Москва):
«У меня в руках фотопластина. Это фотография Михайловской батареи, сделанная сейчас в Крыму на военно-историческом фестивале. Я представляют площадку, посвящённую фотографии времён Крымской войны. То есть я олицетворяю фотографа Роджера Фэнтона».
Чтобы изображение на фотографии, сделанной по методу амбротипии, получилось чётким, придётся позировать, не шелохнувшись, не меньше трёх минут. Фотоаппарат точь-в-точь копирует модель, с которой работал Роджер Фэнтон. Объектив оригинальный, девятнадцатого века. А технология изготовления фотографий не поменялась с тех времён. Стеклянные пластины мастер вырезает сам, наливает на них специальный раствор, а затем погружает в нитрат серебра. Пластина становится светочувствительной – для этого есть специальный ящик, портативная тёмная комната.
- «Мы пускаем это в серебро на четыре минуты».
На руках фотографа – нитрат серебра. Сначала пятнышки невидимы, но на солнце проявляются. А основа для фото – коллодий. В Крымскую войну его применяли для заживления ран – как жидкий клей или пластырь. Госпиталь здесь курирует знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов. Ему ассистирует американский доктор, который, по легенде фестиваля, приобрёл после войны участок в Севастополе, и так и остался здесь жить.
АЛЕКСАНДР КУЛАГИН, заместитель председателя Законодательного собрания Севастополя:
- «Здесь, конечно, очень интересно, потому что мы видим и реквизит живой истории, и, самое главное, людей, которые об этом знают всё. Когда подходишь, они тебе рассказывают всех событиях, о быте того времени».
На территории Федюхиных высот в данный момент проходит прокладка траншеи федерального газопровода – при планировании локаций фестиваля площадка, посвящённая Крымской войне, оказалась отрезанной от остальных. Именно поэтому организаторы решили перенести её в не менее историческое место, на Михайловскую батарею, тем самым дополнительно разгрузив основную территорию фестиваля от наплыва участников и гостей. Желающих здесь научат морскому делу и стрельбе из мушкета. Но это – мирное время: союзные войска приглашают на кукольные спектакли и угощают восточными сладостями, которые принесли в Крым зуавы, французские колониальные войска.
Екатерина Коломиец, Анатолий Паньков, «Севиформбюро»