Михаил Родиков
«Как дошли мы до жизни такой?» - именно этот вопрос всё чаще посещает каждого, кто успевает поднять глаза от тротуара и, на мгновение оторвавшись от тягостных раздумий о поиске возможностей выживания всей семьей на одну среднестатистическую зарплату и обратить внимание на происходящее в городе-герое.
Где незаметно, а где нахрапом, в Севастополе прочно обосновались сторонники ура-оптимизации, реструктуризации и прочих «ций», от которых уже начинает сводить зубы и нервно дёргаться глаз. И ладно бы оптимизировали фонд заработной платы депутатов Законодательного Собрания, их аппарата, или реструктурировали представительские расходы работников обеих ветвей власти, но нет! Страсть ко всевозможным новациям реализуется исключительно на слабых и зависимых: работниках социальной сферы и их подопечных. При этом манипуляции проделываются к таким видом, будто принесли светоч знаний неразумным аборигенам.
Последний "подарок", вызвавший шквал возмущения, сотворил департамент образования Севастополя под руководством отставного военного Михаила Родикова (не секрет, что в армии круглое носят, а квадратное катают, но причём здесь наши дети и их будущее?, - прим.автора). Отметим, что это не первый случай, когда деятельность чиновника вызывает сомнения в его соответствии занимаемому посту .
Начиная с мая 2016 года вышеназванное ведомство начало проводить политику укрупнения образовательных учреждений. И ладно бы производимые изменения сулили положительный эффект, в нашем случае предполагаемый результат выглядит как перспектива окончательного и показательного убийства системы образования в Севастополе. Справедливости ради стоит отметить, что не только город-герой страдает от подобных мероприятий, данный подход широко применяется по всей территории РФ. Первыми «достижениями» внедряемой системы стало значительное сокращение так называемых малокомплектных школ (в основном сельской зоны, - прим.автора) , количество которых, по данным Росстата, с 2000 года и так сократилось почти вдвое - с 45,4 до 26,4 тысяч.
Как известно, чиновники прикрываются якобы повышением качества предоставляемого образования , однако на деле всё совершенно не так. Кто не знает - поясню. С недавних пор образовательные учреждения были переведены на нормативно-подушевое финансирования (НПФ). Особенность данного метода заключается в том, что регион законодательно устанавливает норматив финансирования обучения одного ученика , следовательно, чем больше обучающихся в школе, тем больше школа получит денежных средств . Якобы такой подход должен простимулировать школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь к себе больше учеников и иметь большое государственное финансирование на реализацию ФГОС. Но на деле происходит нечто совсем иное: недоукомлектованные учениками школы стали получать значительно меньшее финансирование, что отрицательно сказывается на развитие сельской зоны.
Итак, при направленной политике государства по привлечению населения в сельскую зону, министерство образования раз за разом оказывает «медвежью услугу». Алгоритм простой: ни один образованный здравомыслящий человек не перевезёт семью в населённый пункт, где отсутствуют отвечающие всем стандартам школы и детские сады , тоже это касается и медицинского обслуживания, но это уже другая песня.
Итак, за последний календарный год в образовательной системе Севастополя произошли следующие изменения: процедуру оптимизации «успешно» прошла единственная в городе вечерняя школа. Учреждение было переведено из просторного здания в центре города (оно приглянулось экономическому отделу департамента образования, - прим.автора) на Корабельную сторону . Теперь воспитанникам, совмещающим обучение с работой и семейными делами, необходимо переправляться на другую сторону бухты. По слухам, после данной модернизации резко упало количество учеников, желающих получить аттестат. Основная причина — значительно возросшие временые и финансовые затраты на дорогу.
Стоит ли говорить, что люди с неоконченным школьным образованием не имеют шансов получить специальность, найти достойно оплачиваемую работу, стать полноценными членами общества? Следовательно, в лучшем случае этих людей ждёт будущее дворников и продавцов в магазинах шаговой доступности, в худшем — скользкая криминальная дорожка. Итак, первый гвоздь в крышку стабильного будущего Севастополя успешно вбит стараниями департамента образования.
Едем дальше. Весной текущего года Михаил Родиков завил о слиянии сельских школ. Вопреки многочисленным материалам в СМИ о необходимости фактически ручного регулирования в сфере образования в сельской зоне Севастополя, создания полноценных детских садов, предоставляющих полноценную подготовку к поступлению в начальные классы образовательных школ, а не две группы, где дети от 3 лет до 7 находятся в одной группе, а так называемые «младшие классы» с первого по четвёртый включительно — в другой . Только представьте, каков уровень знаний этих детей, если в одном классе «обучаются» малыши, не владеющие чтением и письмом, и ребята, которым впору решать уравнения и двумя неизвестными? Стоит особо отметить, что никакие протесты и просьбы родителей департамент образования на принимает, ссылаясь на «отсутствие финансирования» и «оптимизацию учебного процесса».
Итак, что ждёт сельские школы Балаклавского Муниципального округа? Согласно заявлениям директора департамента образования, «предстоящее объединение школ сёл Гончарное, Передовое и Орлиное затронет только структуру их финансирования и управления».
«С 1 сентября учебного года 2017-2018 начальная школа в детском саду №3 в селе Передовом, начальная школа в детском саду №4 в селе Гончарном и школа №47 в селе Орлином объединятся в одно учреждение, - сообщил Родиков и добавил. - Занятия продолжатся в этих же зданиях, реорганизации подвергнется управление и бухгалтерия названных учреждениях».
Родиков уверяет, что речи о ликвидации учреждений образования в селах Передовое и Гончарное не идет.
«Происходит изменение структуры финансирования и управления учреждениями. В Гончарном 26 школьников учится, в Передовом — 16 человек. Но школы в этих селах будут работать, и дети продолжат учебу в них. Никто в Орлиное их переводить не собирается», — пояснил М.Родиков.
Разумность данного слияния, возможно, смогут увидеть севастопольские чиновники, но родители — едва ли. Фактически вместо реальной положительной реструктуризации образования, создания полноценной начальной школы для детей балаклавских сёл и столь же полноценных детских садов с чётким разделением на группы по возрасту, Родиков производит манипуляции, мало относящиеся к росту уровня предоставляемого образования.
При этом важно отметить, что 25 мая 2017 года Михаил Родиков делал прямо противоположные заявления.
«Будет проведена реорганизация трех школ, которые находятся в Байдарской и Варнаутской долинах, - заявил Родиков на заседании правительства Севастополя и уточнил. - Цели более чем прозрачные. Учреждение, в котором 16 человек, самостоятельно ничего вести не может. Второе, мы формируем систему непрерывного образования. В 47 школе у нас семь автобусов, доставки ребят в частности с Гончарного будет осуществляться без проблем».
Итак, где именно слукавил Родиков, когда сказал, что школы будут объединять, или наоборот, не будут? Или чиновник «ляпнул», не изучив сути вопроса, а потом попытался исправиться? Так или иначе, вопрос открыт и требует ответа до наступления первого сентября. И, что не менее важно, необходимо наконец принимать решения исходя из интересов детей, а не экономических показателей . Учитывая, что количество дошколят благодаря всплеску рождаемости последних лет сильно превышает количество школьников, необходимо создать места в сельских детских садах. Школьников же можно объединить в одном учебном заведении, но при условии ОТЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ, которые будут доставлять учащихся на занятие и привозить домой после уроков.
Но, учитывая редкую способность чиновников от образования Севастополя, даже при наличии материально-технической базы нивелировать любой положительный эффект: к началу учебного года или с автобусами не «срастётся», или с организацией учебного-воспитательного процесса.
Элла Клюева