ООО планирует разработать локальный акт, регламентирующий меры по предупреждению и противодействию коррупции. Необходимо ли включение в трудовой договор условия об осуществлении мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции? Обязательно ли указание в трудовом договоре условий о соблюдении положения указанного локального акта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу:
Стороны вправе, но не обязаны предусмотреть в трудовом договоре дополнительное условие, регламентирующее вопрос осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, со ссылкой на соответствующий локальный акт.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", далее - Закон N 273-ФЗ). Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Закона N 273-ФЗ):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
При этом согласно ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Как видно, Закон N 273-ФЗ, оговаривая обязанность организации, независимо от формы собственности, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, никоим образом не регламентирует вопрос об обязательности включения указанных положений в текст трудового договора. Соответственно, в данной части работодатель должен руководствоваться нормами трудового законодательства.
В связи с указанным отметим, что по общему правилу регулирование трудовых отношений осуществляется нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ). Из совокупности норм ст.ст. 8, 15, 21, 22 ТК РФ следует, что обязанностью работника является не только выполнение трудовой функции, но и соблюдение норм коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудового договора. Соответственно, неуказание в трудовом договоре ссылки на тот или иной локальный акт, не делает его в таком случае необязательным для исполнения работником. Как следствие, после утверждения работодателем локального нормативного акта, регламентирующего меры по предупреждению и противодействию коррупции, и ознакомления с ним работников организации он становится обязательным для исполнения независимо от факта наличия или отсутствия соответствующей ссылки на него в трудовом договоре.


При этом напомним, что в ст. 57 ТК РФ закреплена классификация условий трудового договора, в соответствии с которой они подразделяются на: обязательные для включения в трудовой договор и дополнительные. Так, среди перечня обязательных условий условие об обязанности осуществления мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции не поименовано. В то же время согласно части пятой ст. 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Таким образом, стороны вправе, но не обязаны предусмотреть в трудовом договоре дополнительное условие, регламентирующее вопрос осуществления мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, со ссылкой на соответствующий локальный акт*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

16 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По аналогии смотрите документы, регламентирующие вопрос по осуществлению мероприятий, связанных с предупреждением и противодействием коррупции в организациях госсектора, где также указано о рекомендации по включению указанного пункта в трудовой договор (Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации).

 
По теме
Прокуратурой Севастополя изучена практика подготовки нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Если изменение названия должности руководителя сопровождается изменением круга его должностных обязанностей, то имеет место перевод работника (ст.
Прокуратурой Севастополя изучена практика подготовки нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Работодатель вправе запросить у работников информацию о приеме ими лекарственных средств, однако работники не обязаны эту информацию предоставлять.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В случае непредставления увольняющемуся работнику сведений, предусмотренных п.п.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Работодатель не вправе заключить с указанными в вопросе работниками ученический договор, равно как и условия ученического договора не могут быть включены в трудовой договор.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: С 01.07.2017 работник не вправе выполнять работы по подготовке проектной документации по договорам, заключенным с лицами, указанными в части 4 ст.
В Крыму пройдет суд над компаньонами, которым вменяется крупное мошенничество Александр Клименок Впереди суд Фото: Артем КИЛЬКИН Три крымчанина сядут на скамью подсудимых по уголовным делам о мошенничестве.
Горсуд Севастополя рассмотрел в апелляционном порядке уголовное дело в отношении бывшего первого заместителя директора Департамента здравоохранения города.
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Студия «Черное море» завоевала награды на международном конкурсе в Москве - СЦКИ Образцовая хореографическая студия «Черное море» Севастопольского центра культуры и искусств завоевала награды на Международном творческом форуме «Жизнь городов» и фестивале-конкурсе «Планета искусств» в Москве.
СЦКИ