Закон, касающийся реструктуризации или списания долгов севастопольцев перед украинскими банками, был принят сегодня депутатами сразу в двух чтениях.
И с кем тут договариваться?
Принятие закона о реструктуризации или списании украинских долгов — событие долгожданное. Оно вдвойне приятно с учётом того факта, что работу над ним правительство на протяжении длительного времени игнорировало.
Заместитель директора департамента финансов Михаил Ноздряков напомнил: закон разработан как продолжение федерального закона № 422-ФЗ и позволит снять ограничения, препятствующие должникам подать заявления в Фонд защиты вкладчиков.
«Жители получают возможность обращаться в Фонд с заявлением о списании задолженности при отсутствии требований третьего лица. Дополняется также норма, возлагающая на заёмщика ответственность за достоверность и полноту представляемых в Фонд сведений, и уточняется порядок подписания и вступления в силу решения о реструктуризации суммы долга», — сообщил Ноздряков.
О том, что законопроект остро необходим, депутаты говорили много раз. В первую очередь, подчёркивали они, в принятии закона нуждаются люди, чья недвижимость находится в залоге. Аналогичный законопроект недавно был принят и в Республике Крым. А поскольку работать с должниками двух регионов предстоит Фонду защиты вкладчиков, логично было бы в обоих документах прописать одни и те же нормы. Именно из этого и исходила рабочая группа, которая трудилась над выработкой общей позиции на протяжении нескольких месяцев. В её состав входили представители Фонда и двух регионов — Севастополя и Республики Крым. Однако крымчане в результате приняли тот закон, который соответствовал общему решению, а правительство Севастополя внесло в заксобрание законопроект, отличающийся по ряду позиций.
Получить какие-либо объяснения по этому поводу депутатам не удалось: представители правительства не явились ни на организованный депутатами круглый стол (где, опять-таки, присутствовали и крымчане, и представители Фонда защиты вкладчиков), ни на 5 (!) заседаний бюджетной комиссии, куда их очень звали . Вчера была предпринята очередная безуспешная попытка увидеть и услышать чиновников. Что же им помешало — ведь закон, по их собственным словам, крайне важен для жителей города? И как при таком отношении можно выполнить пожелание главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, посоветовавшей представителям двух ветвей власти снимать все противоречия до появления на публике?
Сегодня этот вопрос представителю правительства задала Татьяна Щербакова.
«Я нахожусь на государственной службе, и поручения принять участие в комиссии у меня не было», — ответил Ноздряков.
Так чем севастопольцы хуже?
Глава бюджетной комиссии Вячеслав Аксёнов, выйдя на трибуну, обратил внимание на пункты, ухудшающие положение севастопольцев по сравнению с крымчанами:
«Принимать его в первом чтении, несомненно, надо. Но если мы примем его в двух чтениях, мы обидим севастопольцев как минимум по трём позициям. Первое — определение суммы задолженности по состоянию на 18 марта 2014 года. У крымчан сумма будет определяться без штрафов и пеней, а у севастопольцев — со штрафами и пенями, которые возникли до 18 марта 2014 года. Второе: крымчане могут обращаться по вопросам реструктуризации задолженности без заявления третьего лица, а севастопольцы не смогут. И третий момент. В Крыму было принято положение, которое позволяет уменьшать сумму, выплачиваемую в погашение кредита в зависимости от материального состояния семьи: если сумма доходов семьи до 100 тысяч в месяц, она составляет не более 10%. У севастопольцев такого права нет. При этом позиция, которая была озвучена на круглом столе, заключалась в том, что права севастопольцев и крымчан должны быть одинаковыми».
Аксёнов высказал мнение, что ко второму чтению закон нужно доработать, однако правительство настаивало на принятии законопроекта в двух чтениях.
«Главное — чтобы этот закон работал. Я готов проголосовать за него в двух чтениях, если представитель Фонда скажет с этой трибуны, что закон работать будет. Если же этого не произойдёт — вам отвечать перед людьми, для которых он принимается», — обратился к оппонентам зампредседателя заксобрания Александр Кулагин.
Представитель Фонда высказался за принятие в двух чтениях, заметив, что закон можно будет усовершенствовать позже, уже посмотрев, как он работает. Но решающим для депутатов стал голос представителя самих должников, которого они попросили высказать своё мнение. Он тоже высказался за принятие закона в двух чтениях, и понять его можно: чиновники могли саботировать работу над законопроектом ещё долго, а у человека ипотечная квартира в залоге.
В результате законопроект был принят в двух чтениях. А спустя какой-нибудь час замгубернатора Илья Пономарёв созвал брифинг и «искренне» поблагодарил депутатов за то, что они наконец-то (!) проявили конструктивный подход (!). При этом журналистов заранее предупредили, что задавать вопросы не надо — отвечать на них замгубернатора не будет. Поэтому узнать, почему же правительство так хотело поставить севастопольцев в более жёсткие по сравнению с крымчанами условия, не удалось. А вопрос о том, почему правительство не хочет отвечать на вопросы, уже и задавать было некому: Илья Вячеславович исчез так же стремительно, как и появился.
Ольга Смирнова
Фото: пресс-служба Заксобрания