В своей статье «Навалится ли на Россию новая смута?», опубликованной на портале «Русская народная линия» , Александр Шумский пишет:
«В этом году, впервые за 25 лет, что я служу в храме Святителя Николая в Хамовниках, в воскресение после Светлой Седмицы (неделя 2-я по Пасхе) у нас не было совершено ни одного Таинства Венчания, и такое в этом году наблюдалось не только в нашем храме, – хотя во все предыдущие годы у нас желающих венчаться в этот день было столько, что мы вынуждены были многим отказывать».
Священник считает такое положение ненормальным и пугающим. Но это ещё не всё. Это же касается и Таинства Крещения – всё меньше и меньше людей приходит креститься.
«Я не берусь делать из этого какие-то далеко идущие выводы, – подчёркивает Шумский. – Возможно, это некая случайность (время покажет).
Но очень не хочется думать, что молодёжь, не желающая идти в храм венчаться, пополняет ныне ряды новых революционеров. Судя по всему, начался процесс резкого «левения» в настроениях молодёжи».
Священник также обращает внимание на важную и весьма тревожную деталь: сегодня очень много молодых людей, которые не носят нательных крестов, хотя и крещены в православной церкви. Ещё лет 5 назад таких юношей и девушек было заметно меньше.
«Я недавно спросил одного молодого парня – почему он не носит нательный крест. Ответ был весьма неожиданным: «Это сейчас уже не модно». Полагаю, что к его словам следует отнестись серьёзно», – пишет Александр Шумский.
Интересна не только сама эта статья, но и комментарии под ней, опубликованные на той же «Русской народной линии».
«Всё правильно, так происходит повсеместно, венчаний почти нет, - пишет Ксения Балакина. - Крестят почти только детей. Ситуация более чем серьёзная. В обществе в целом падает индекс доверия к Церкви. Причин можно называть много. Одна из главных, что мы сами не являем миру образ Христа. Наши приходские общины далеки от образов настоящих христианских общин, объединенных общей Чашей, Любовью и заботой друг о друге. Маленькие приходы – на грани выживания и думают, как заплатить коммунальные платежи и на что сделать косметический ремонт храма, а не о том, как наладить молодёжную работу. Ну, и скандальные истории, периодически появляющиеся в сети, тоже делают своё дело».
«Надо иметь смелость признать, что все миссионерские проекты РПЦ провалены», - комментирует М. Яблоков.
«Всё это следствие той жёсткой монархической политики, которую заняла Церковь. Люди приходят в Храм к Господу, а не к царям!» - резюмирует Строитель.
«Охлаждение к Православию налицо, многие знакомые ушли из Церкви», - пишет пользователь с ником АБС. Он связывает это с общей ориентацией власти и общества на деньги, с либеральной пропагандой, ошибками во внешней и внутренней политике и оправданием этих ошибок со стороны отдельных священников.
«Думается, что отец Александр верно подметил тенденции, - комментирует А. Сошенко. - О причинах таких тенденций здесь и сейчас не буду. Тем более, что их деликатно не коснулся сам батюшка. Надежда, в том числе, и на отца Александра».
«Невозможно бороться со следствиями, не устранив причин», - отмечает Коротков А. В.
Между тем, отход молодежи от церкви в России - лишь один из аспектов статьи Александра Шумского. Он констатирует развитие протестных настроений в молодежной среде в целом. «Персонально Алексей Навальный, похоже, молодёжь совсем не интересует, отмечает священник, побывавший на недавнем митинге Навального в Москве. - Я не заметил ни одного молодого человека, у которого на майке было бы написано: «Навальный –
наш лидер!» или что-то в этом роде. Но чувство тревоги, тем не менее, присутствует». «Смуты зачастую начинаются с внешне незначительных событий», - многозначительно замечает отец Александр.