Искусство росписи сводов севастопольских храмов

Фото: cdn.primamedia.ru
ФОТОРЕПОРТАЖ Технология росписи храмов, составы красок и способы их приготовления, а также наложения на стены и своды разрабатывалось и собиралось веками. Издавна владеть секретами росписи храмов было очень важно. А вы замечали, какая красота находится на сводах? Ведь часто наш взор обращен на лики святых, мы приходим помолиться, поставить свечку и не всегда в связи с большим скоплением людей можно в тишине постоять и полюбоваться красотой сводов.

ИА SevastopolМedia предлагает рассмотреть не спеша расписные своды севастопольских храмов и соборов: Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний и нижний храмы), Владимирский собор в Херсонесе, Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор) и Покровский собор в Севастополе — православный храм Севастопольского благочиния Симферопольской епархии православной церкви.

Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний, до реконструкции). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (нижний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Владимирский собор в Херсонесе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Покровский собор в Севастополе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

1 / 6

Стоит отметить, что в каждом храме свое освещение, которое меняется в процессе движения солнца, и на своде видны все новые и новые детали. Особое значение имеют люстры. Они с одной стороны гармонично вписываются в архитектуру и роспись храма, а с другой стороны являются самостоятельным декоративным элементом.

Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (нижний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Владимирский собор в Херсонесе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Покровский собор в Севастополе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

1 / 5

А если взглянуть на роспись с другого ракурса, посмотрите, как по иному выглядит сюжет, какая живописная геометрия. Не удивительно, что в храмах и соборах чувствуется особая аура и энергетика. Здесь она витает повсюду, здесь ею пропитаны стены и своды...

Покровский собор в Севастополе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Владимирский собор в Херсонесе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Владимирский собор в Херсонесе. Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (нижний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (нижний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (верхний). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор). Фото: Анна Садовникова ИА SevastopolMedia

1 / 8

Справка

Согласно информации на портале projects.uniyar.ac.ru , секреты росписи передавались из поколения в поколение устным способом и лишь с XVI века некоторые сведения стали доверять бумаге.

Часть из них была раскрыта реставраторами — химиками, технологами, живописцами, а часть еще представляет собой по сей день не раскрытый тайный ларец, который содержит ценную для современников информацию.

Благодаря отработанной веками технике – древнерусские фрески во многих храмах дожили до наших времен. Безусловно, в храмах на окраине мы можем увидеть где-то потрескавшиеся стены, на которых отложился отпечаток времени, полусохранившиеся росписи, где часть сюжета отсутствует также в связи с неумолимостью возраста. В городских же соборах и храмах по мере возможности и необходимости проводят реставрации.

Прежде чем приступить к росписи вновь отстроенного храма, ему давали выстоять. Процесс усадки стен мог занимать 2-3 года, а мог и несколько десятилетий. На этот период стены покрывались временной штукатуркой. Затем приступали непосредственно к росписи. Этот процесс начинался с подготовки грунта под названием левкас, служившего основой для живописи. В Древней Руси это был известковый раствор, т.е. та же штукатурка, но очень высокого качества. Готовить его начинали за полтора-два года до основных работ, относились к этому серьезно, т.к. именно от качества левкаса во многом зависела прочность живописи. Самой качественной известью была ростовская. Для получения наилучшего левкаса требовалась долгая многократная промывка старой долголежалой гашеной извести. Ее засыпали в большие деревянные емкости — творила и заливали водой, периодически перелопачивая. Воду меняли каждые 5-6 часов круглые сутки в течение всего лета. Осенью эту известь складывали в огромные кучи, закрывали мешковиной и оставляли вымораживаться. Весной процесс промывки -"творения"— продолжался тем же образом в течение 6-7 недель.

К краскам, применявшимся в стенных росписях, предъявлялись особые требования: они должны быть устойчивыми по отношению к щелочной реакции левкаса, атмосферным влияниям и солнечному свету. Количество таких пигментов ограничено — немногим больше 20, в основном это пигменты земляные или минерального происхождения (красители растительного происхождения практически во фресках не использовались). Это различные охры (оттенки от светло-коричневого до темно-коричневого), белила известковые или свинцовые, желть веницейская и обыкновенная, киноварь (ярко-красная), черлень (красно-вишневая земляная краска), сурик (красно-оранжевая), различные синие и голубые пигменты, которые в древнерусских источниках все называется словом "голубец" (азурит, лазурит, синь горная, ляпис-лазурь, крутик), зеленые цвета (малахитовая зелень, празелень, зеленая земля), угольные черные. Несмотря на небольшое количество пигментов, художники путем смешивания или наложения различных красок друг на друга получали богатую цветовую гамму. Необходимо сказать, что кроме отдельных пигментов, для выполнения росписей существовало два сложных состава — рефть и санкирь. Рефть — это краска черного или темно-серого тона, ее обычно использовали в качестве подготовительного слоя под голубые и синие пигменты. Готовили ее из толченого елового угля и известкового молока, применяли для усиления синего оттенка. Санкирь — такой же "подкладочный" материал под личное. Это смесь различных теплых оттенков — красных, желтых, зеленых. Большое внимание художники обращали на тонкость измельчения красочных пигментов, по опыту зная, что это влияет не только на возможность получения ровно окрашенной поверхности, но влияет и на прочность красочного слоя. Краски просеивались и растирались на специальном камне каменным конусом — курантом. Чем дольше пигмент растирали, тем более пригодным для работы он становился. Краски при этом использовались как местные так и привозные. Особенное распространение в XVII веке получило золочение стенописей листовым сусальным золотом по олифе. Делать это можно было только после полного высыхания красочного слоя и левкаса. Процесс происходил так: "Ножницами разрежь листовое золото вместе с бумагою его на столько кусков, сколько нужно, и подняв его вместе с нею, осторожно наложи на свое место и пальцами тщательно прижми бумагу, дабы золото пристало тут ровно, потом сними ее и отполируй позолоту заячьей лапкой".

Как видите, технология и роспись храмов очень трудоемкий процесс, который включает в себя профессионализм мастера, веру и любовь к своему делу.

Наша группа в WhatsApp
 
По теме
В Симеизе теперь можно ходить над пропастью - SevastopolMedia Крымчане открыли экстремальный подвесной мост на скале Дива Экстремальный спортивно-туристический объект – подвесной мост на скале Дива открыли 26 июля в живописнейшем месте полуострова Крым в Симеизе, сообщает ИА SevastopolМedia .
28.07.2017
 
 
Венец поста. Праздник святых апостолов Петра и Павла. - Свято-Климентовский мужской монастырь     В четверг, 12 июля, в Свято-Климентовском монастыре состоялись торжественные богослужения, посвящённые дню памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
14.07.2018
Жители подтопленного кооператива под Читой не пустили грузовики с грунтом к дому главы города - Primechaniya.Ru Жители подтопленного из-за наводнения кооператива «Биофабрика» под Читой заметили, что к дому главы города Анатолия Михалёва съехалось несколько «КамАЗов» с грунтом.
14.07.2018 Primechaniya.Ru
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю завершено расследование уголовного дела в отношении 35-летнего местного жителя, обвиняемого в совершении убийства, сопряженного с разбоем,
12.07.2018 Севастопольская газета
Венец поста. Праздник святых апостолов Петра и Павла. - Свято-Климентовский мужской монастырь     В четверг, 12 июля, в Свято-Климентовском монастыре состоялись торжественные богослужения, посвящённые дню памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
14.07.2018 Свято-Климентовский мужской монастырь
Пятница, 13-е ! - КИЦ г. Севастополь Среди  множества различных примет и суеверий, придуманных человечеством за всю историю его существования, есть те, которые получили наиболее широкое распространение по всему миру.
14.07.2018 КИЦ г. Севастополь
Севастополь — Часовой исторической памяти - Sevastopol.Su Севастополю необходима масштабная реконструкция мемориалов, так или иначе связанных с русской и советской историей Фото: Юрий Югансон Вчера в Севастополе скоропостижно скончался Андрей Брежнев, внук Леонида Ильича Брежнева,
14.07.2018 Sevastopol.Su
В Севастополе 28 июля стартует масштабный фестиваль «Херсонес Таврический», который представит обновленную территорию музея-заповедника.
12.07.2018 Севастопольская газета
Более 30-ти лет Севастополь не подвергался реконструкции и благоустройству.
09.07.2018 Газета Севастопольская правда
«Я оделся как Иван, нравится?» - Primechaniya.Ru Сегодня состоится финал Чемпионата мира по футболу. В дни мундиаля улицы столицы наполнились веселыми, нарядными и счастливыми иностранцами.
15.07.2018 Primechaniya.Ru
Юные «гагаринцы», входящие в сборную города по боксу, достойно представили наш город на турнире «Юный олимпиец», который состоялся в поселке Кача.
14.07.2018 Гагаринский муниципальный округ
Сегодня утром часть западного Крыма осталась без энергоснабжения из-за отключения высоковольтной линии электропередач, сообщили в Минэнерго.
14.07.2018 Primechaniya.Ru