Русской церкви готовят Варфоломееву ночь

Русской церкви готовят Варфоломееву ночь
Русской церкви готовят Варфоломееву ночь
Русской церкви готовят Варфоломееву ночь
Русской церкви готовят Варфоломееву ночь
Фото: primechaniya.ru
Острый конфликт России с Западом дает Киеву шанс снизить влияние Московского патриархата. Если мир признает украинских раскольников, УПЦ МП лишится главного преимущества в борьбе за паству – каноничности. А потом может потерять и налоговые льготы. Так из большинства верующих будут делать меньшинство.

Украина внезапно вернулась к идее подчинения местных православных Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею. События развиваются очень быстро.

9 апреля президент Украины Петр Порошенко встречался с патриархом в Турции. 17 апреля Порошенко объявил, что «Украина как никогда близка к появлению собственной автокефальной поместной церкви» и что это «не только позиция Вселенского патриарха, но и позиция членов Синода».

В Киеве для этого уже все подготовлено. По словам Порошенко, под просьбой к Вселенскому патриарху об автокефалии поставили свои подписи все епископы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и все архиепископы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

Дальше события развивались, как снежный ком. 18 апреля глав непризнанных УПЦ КП и УАПЦ вызвали в администрацию Порошенко. Они в один голос поддержали обращение Порошенко в Константинополь и заверили в собственной скорейшей готовности объединиться в Единую поместную церковь.

А 19 апреля стало известно, что обращение в Константинополь о даровании новой церкви «томоса» об автокефалии поддержала и Верховная рада.

Предполагается, что потом эта церковь попросится под омофор Варфоломея – и получит таким образом легитимность в православном мире, которой сегодня не обладают ни филаретовцы, ни автокефалы. Пока в православном мире признана только Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которой на Украине принадлежит большинство приходов.

«Единая поместная церковь» - давняя идея фикс украинских националистов. В ХХ веке этот камень с сизифовым усердием тащили на гору и Центральная Рада, и гетман Скоропадский, и Петлюра. Но каждый раз что-то мешало, и автокефалия не вытанцовывалась. Уже в эпоху нынешней незалежности попытку предпринял Кравчук в самом начале 90-х. Тогда боевики Корчинского чуть было не захватили Киево-Печерскую Лавру, но гора снова родила мышь. Вернее, сразу двух: тот самый непризнанный в православном мире Киевский патриархат во главе с раскольником от РПЦ Филаретом, и импортированную из диаспоры УАПЦ.

К идее Единой поместной церкви благосклонно относился и Кучма («Украина – не Россия»), но дальше разговоров не пошло. В 2008 году Ющенко устроил патриарху Варфоломею пышнейшую встречу в Киеве, куда народ сгоняли толпами и свозили в Киев автобусами — по разнарядке из обладминистраций.

Уже после второго Майдана за эту тему ухватился и Порошенко. В прошлом году он заявил, что, мол, поскольку князь Владимир принял христианскую веру от Константинопольской церкви, именно от нее Украина ждет признания автокефалии. А двумя годами ранее — 16 июня 2016 года Верховная рада уже направляла соответствующее обращение к Варфоломею I.

Почему эта тема так срочно-припадочно активизировалась именно сейчас?

Общее ухудшение отношений России с западным миром, частью которого является Константинопольский патриархат, открыло окно возможностей покончить с влиянием Русской православной церкви на Украине.

Острожный Константинопольский патриарх, который до сих пор дипломатично спускал подобные инициативы Киева на тормозах, вполне мог решить, что «уже можно».

И что его резкий шаг останется без ответа со стороны Москвы. А если ответ и последует, им можно и пренебречь. Ибо, если уж западные политические лидеры перешли красную черту в отношениях с Москвой, то чем западные религиозные лидеры хуже?

Момент для атаки на последний бастион религиозного влияния России на внутриукраинские дела и правда самый подходящий.

Инициатива Порошенко, обросшая поддержкой Рады и иерархов самосвятских церквей, уйдет в Фанар к Варфоломею. Параллельно запустят процесс объединения самосвятов в единую церковь. Благо, предыдущее руководство УАПЦ, негативно относившееся к идее обьединения с Филаретом, уже на небесах, а новое подходит к таким вопросам куда гибче. Да и сам Филарет, ранее не воспринимавший никаких проектов единой церкви, если главой в ней не будет лично он, стал более покладист. Возраст все-таки берет свое.

Если же "единая церковь" на базе самосвятов станет официально признанной в православном мире частью Константинопольского патриархата, это будет удар под дых РПЦ и ее филиалу на Украине – УПЦ МП.

Дело в том, что при таком варианте УПЦ МП лишается единственного конкурентного преимущества в борьбе за прихожан — той самой каноничности, которой она сегодня справедливо козыряет как последним доводом. С каноничностью вынуждены считаться не только ярые русофобы из числа прихожан УПЦ МП (например, участники АТО), но и многие священники и иерархи самой УПЦ. Которые бы и рады уйти от Москвы, да уходить сегодня некуда. А становиться в один ряд с самосвятами, создавая еще одну нелегитимную структуру, желающих мало.

Если «Единая поместная церковь» уйдет под Константинополь, проблема каноничности исчезнет. Как и препятствие для криптоавтокефалов внутри УПЦ Московского патриархата. Теперь ведь альтернатива — не новый раскол, а уход в альтернативную легитимную юрисдикцию.

Этот процесс будет изо всех сил поддерживаться постмайданной властью, которой нужен духовный костыль для подпирания собственной легитимности.

Немного церковной статистики. До сих пор "московская" УПЦ является самой крупной по числу приходов. Их у нее около 10 тысяч. У Филарета и УАПЦ, соответственно, около 3 тысяч и свыше 700. Если "московкую" УПЦ будут заталкивать в "Единую поместную церковь" по частям, то откол от нее 2-3 тысяч приходов представляется вполне реальным.

Ведь людей, ищущих себе приключений и неприятностей с властями ради идейных принципов, мало и среди мирян, и среди священников. Их будут гнать в автокефалию когда лаской, когда таской, а когда и вовсе — под пинками "заградотрядов" из числа активистов С14. Вспомним историю с уголовным делом против священника Запорожской епархии УПЦ, отказавшегося отпевать крещеного у филаретовцев ребенка. Это я к тому, что способов формального и неформального воздействия на священство, чтобы подтолкнуть его к "правильному" выбору, на самом деле тьма.

И если в финале этого процесса на Украине вместо нынешних трех церквей — одной большой и канонической, и двух маленьких и непризнанных — образуются две одинаково каноничные и почти равные по числу приходов церкви, это можно будет считать промежуточным успехом операции "Автокефалия". Памятуя о том, что такие процессы запускаются в расчете на долгую игру и идут десятилетиями.

А что же в этом раскладе Москва? Понятно, что среди священства и мирян найдется и немало тех, кто даже под давлением сохранит верность традиции и не отступит от ориентации на РПЦ и на связи с ней. Но в условиях поддерживаемой государством обструкции и демонизации "московских попов" и без поддержки админресурса такая позиция будет на Украине маргинальной.

Бывшее большинство (по количеству приходов) превратится в меньшинство. Это во-первых. А во-вторых, в новой украинской "семье" и для таких "уродов" будет заготовлена своя ниша. Собственно, ее контуры можно рассмотреть уже сейчас. Я имею в виду тот самый лоббируемый властью и националистами "антицерковный" закон, принятием которого пугали УПЦ в прошлом году.

Минус — налоговые льготы от государства, плюс новое название — "РПЦ в Украине". Чтобы у свидомых уже не было сомнений, в кого именно тыкать пальцем, обвиняя во всех грехах.

И отчего-то кажется, что существование в таком качестве — малособлазнительный приз. Из чего можно сделать еще один вывод — такая церковь на Украине будет весьма стойкой в вере, но крайне немногочисленной и маргинальной.

Собственно, это то, ради чего вся "Операция "Автокефалия" и затевалось — сделать так, чтобы верование большинства стало верованием меньшинства.

 
По теме
26 марта в библиотеке-филиале № 9 им. А. Ахматовой совместно с Отделом по делам семьи и родительским комитетом Севастопольского Благочиния состоялась презентация духовно-просветительского православного журнала «Истоки».
Глава Крыма Сергей Аксенов вместе с муфтием мусульман Крыма хаджи Эмирали-эфенди собрались во время священного для всех мусульман месяца Рамадан, чтобы провести ифтар, разделить с верующими вечернюю трапезу разговения.
Творческий мост Севастополь – Мурманск в библиотеке имени Анны Ахматовой - Севастопольское Благочиние 26 марта в библиотеке имени Анны Ахматовой состоялась презентация духовно-просветительского журнала "Истоки" отдела по делам семьи и Родительского комитета Севастопольского благочиния.
Севастопольское Благочиние
Полезная встреча в Ксениинской воскресной школе на тему «Новомученики и исповедники» - Севастопольское Благочиние 24-го марта, в день Торжества Православия, в Ксениинской воскресной школе храма Вознесения Господня состоялась Полезная встреча на тему «Новомученики и исповедники».
Севастопольское Благочиние
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования