Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги

Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги
Фото: nefakt.info

В Культурно-информационном центре Севастополя 25 июня завершился X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ». Цель одна – удивить! За 6 дней зрители увидели 9 спектаклей, 6 любительских и два профессиональных театра. 

Советская грузинская актриса и театральный режиссёр Верико Анджапаридзе однажды сказала: «Театр может сотворить с человеком чудо». До определённого момента мне казалось, что «Zакрытый покаZ» далёк от «лавки чудес», где после каждого спектакля внутри будет что-то навсегда меняться. Я ошибался. Идейный вдохновитель и организатор фестиваля Андрей Маслов, помимо профессионалов, собрал под одной крышей невероятно смелых самородков. Но достаточно ли одной смелости для того, чтобы чудо свершилось? Нет, конечно. Нужно задеть в душе у зрителя давно не звучащие струны.   Открыл фестиваль спектакль народного театра «Психо Дель Арт» «Я и Она». С ним всё вышло неоднозначно. С одной стороны, зрителю рассказали весьма эмоциональную, полную драматизма историю любви и ненависти, жизни и смерти, мужчины и женщины. Два человека «не от мира сего» прожигают друг друга до основания в попытках жить, любить, чувствовать.  Лейтмотив: любовь сильнее смерти или смерть сильнее любви? «Безумный гений» в исполнении Александра Шамрицкого в поисках ответа уходит так далеко, что однажды не находит путь обратно…     Это довольно чувственная история, после которой хочется испытать в своей жизни какую-то совершенно ирреальную любовь. Она вполне может довести тебя «до ручки», при этом следующие 50 лет ты будешь просыпаться с ощущением, что это лучшее, что с тобой случилось за всю жизнь. Но, как говорят, любовь – это двое. И здесь Гера (Анна Дымант) – «любовь» и «смерть» писателя Феликса (Александр Шамрицкий) – была не до конца убедительна в этих двух ипостасях. Однако это не тот случай, когда можно было сделать выводы об актёрском таланте девушки. В последний день фестиваля Анна Дымант откровенно дала жару. Она открылась с совершенно иной стороны. Но об этом чуть позже.   Второй фестивальный день начался со спектакля Театра имени Кукол «Королевская игра». Постановка наглядно показала, что настоящее живое взаимодействие с залом в большинстве случаев гарантирует успех. Трогательная история о короле и его дочери нашла путь к зрителю. Это, безусловно, чувствовали и сами артисты.   Актёр театра имени Луначарского Виталий Таганов присутствовал на спектакле и откровенно кайфовал от всего происходящего на сцене – он то и дело подпрыгивал на подушке (в Театре имени Кукол зрители сидят на подушках) и не скрывал своего восхищения. Именно тогда можно было наблюдать маленькое чудо: один лицедей встретил другого и случился обмен светлой энергетикой, необходимой для этого спектакля и, конечно, самому актёру. Возможно, это и определило судьбу «Королевской игры» на фестивале – Артём Макеев победил в номинации «Лучшая мужская роль».     Одним из участников фестиваля был спектакль «Тварь» театральной мастерской «Плэй». Чем особо порадовала постановка, так это своими «эмоциональными крючками». Драматург Виктор Понизов закинул их почти с самого начала, а Екатерина Прилепская заточила эти «крючки» как следует. Звуковой ряд, свет и нервно-болезненное проживание земных грехов главным героем действовали на зрителя гипнотически: в самые напряжённые моменты особо впечатлительные зрители сидели с округлёнными глазами.   В этом спектакле приятно удивила актёрская работа Анастасии Козык. Она сыграла УОВВГ – «условно-обобщённое воплощение ваших грехов». Каждый грех допрашиваемой души она воплощала без единого слова, но иногда до мурашек: будь то оскорбление одноклассницы, секс с несовершеннолетней, продажа сестры в гарем, нелюбовь к матери. Несмотря на то что это – лишь некий фон этой истории, именно на таком фоне драматичность происходящего усиливается в разы.  Анастасия Козык победила в номинации «Лучшая женская роль». Также спектакль «Тварь» получил один из главных призов фестиваля – «Прорыв года» в номинации «Самый необычный спектакль».     Севастопольский театр юного зрителя представил на фестиваль, пожалуй, один из своих самых душевных спектаклей – «Мой папа». Режиссёр-постановщик Екатерина Гроховская поведала зрителям трогательную, глубокую и немного грустную историю. Главный герой, маленький Оливер, рассказывает о своём невероятном отце, который, в его восприятии, может всё на свете. А разве мы как-то иначе воспринимаем своих родителей в начале пути? Но жизнь мальчика постепенно выходит из привычного русла, когда папа покидает семью…   Спектакль едва ли можно назвать детским. За весьма условной и зыбкой «детской» оболочкой просматривается всё «взрослое» нутро этой истории. Но даже при всей её драматичности и взрослости детство никуда не уходит – мы все родом оттуда. Оформление спектакля лишний раз подтверждает эту мысль: параллельно с действием зритель наблюдает за нарисованными детьми из видеоряда. И рисунки так же просты, как и само счастье в понимании ребёнка – чтобы мама и папа были рядом. Спектакль СТЮЗа «Мой папа» победил в номинации «Лучшая сценография».     На фестивале были также и моноспектакли. Один из них – авторский проект актёра СТЮЗа Кирилла Ильина «Туда, не знаю куда». В основе спектакля – монолог, написанный по мотивам цикла фильмов Сергея Стрижака «Игры богов» и радиопередачи «Фрэнки-шоу» Вадима Демчога. Этот спектакль – своеобразный вызов той исторической реальности, которая складывалась тысячелетиями. Актёр обращается к истокам славянской письменности, задаётся вопросами становления русского языка и происхождения многих ключевых понятий (вера, любовь, злиться, драться и т.д.).

Кирилл Ильин приглашает зрителя к свободному диалогу, скорее, даже дискуссии, и от того, как она будет развиваться, зависит весь ход действия. Жанр театрально-интерактивной лекции ещё совсем не избитый, и у него есть большой простор для дальнейшего формирования. Моноспектакль «Туда, не знаю куда» победил в номинации «Лучшая режиссура».    

  Фестиваль «Zакрытый покаZ» – это не только поиск талантливых самородков, но и новых форм. В этом смысле театральная студия «Тот ещё Театр» попала, что называется, «в яблочко». Художественный руководитель Анна Карелина представила зрителям сценическую версию цикла рассказов Ивана Бунина «Тёмные аллеи» – 11 историй трагической любви. Каждая из них представляла небольшой моноспектакль-воспоминание о былой любви – той самой, которая случается с человеком один раз и меняет в нём что-то навсегда.   В этом спектакле не всё было совершенно, но всё, безусловно, вызывало интерес. Взять ту же сценографию. Режиссёр поместила каждую любовную историю в отдельное замкнутое световое пространство, в котором могут существовать максимум два персонажа, ведь любовь – о двоих и для двоих. Такой минимализм не отвлекает от самого главного – от Бунинской прозы,  требующей максимальной концентрации.     Говоря об актёрских работах, хотелось бы особо выделить Анну Беляеву в новелле «Холодная осень». Она очень честно и эмоционально прожила историю своей героини. Были настолько точно выбраны тональность и настроение игры, что, признаться честно, не хотелось, чтобы Анна Беляева уходила со сцены. Она привнесла в атмосферу спектакля нечто живое и настоящее, и хотелось, чтобы это «настоящее» длилось до самого конца.   Актёрские работы, режиссёрские решения и сама сценография спектакля очень точно передали атмосферу той жизни, где уже нет любви, но воспоминания о ней до сих пор греют душу. Спектакль театральной студии «Тот ещё Театр» «Смертельная любовь» получил главный приз фестиваля – Гран-при.   В «Zакрытом покаZе» также принимали участие два спектакля вне конкурса. Один из них – моноспектакль «Бешеная балерина» в исполнении актёра нижегородского театра «Камер-юнкер» Константина Кибардина. Без преувеличения можно сказать, что это был взрыв эмоций – как у актёра, так и у зрителей.   Кибардин представил монолог из фильма Григория Константинопольского «Кошечка». Всё было выполнено на самом высшем, профессиональном уровне – придраться было не к чему. Будь спектакль в конкурсе – он бы мог, пожалуй, претендовать на «Лучшую мужскую роль». Но здесь не избежать сравнения с гениальным исполнением Михаила Ефремова. Судить, кто из них сыграл лучше, довольно трудно. Их «бешеные балерины» получились абсолютно разные. И здесь дело не только в кардинальном отличии фактур. Даже само актёрское нутро Кибардина совершенно нелепо сравнивать с нутром Ефремова – это абсолютно разные вселенные. Браться молодому актёру за такой уже «обжитый» материал – определённый риск. Но в данном случае Константин Кибардин выиграл и получил главный приз – искреннюю симпатию зрителей.     Помимо взрослых театров, в фестивальной программе были заявлены и детские коллективы. Театральная студия «Чердак» под руководством Полины Павленко представила спектакль «Стая» по одноимённой пьесе Михаила Рудых.

Эта постановка – яркий пример того, что совсем не детская история в интерпретации детей может запасть в душу куда глубже, чем проверенная временем академическая драма. Парадокс в том, что сам спектакль – про бездомных собак, но рассказывает он о мире людей, где правит жестокость. Она, как вирус, поражает всё человеческое, размывая грань между цивилизованным обществом и стаей обозлённых дворняг. Дети не испугались примерить на себя такую социальную общечеловеческую проблему, и их смелость была достойно вознаграждена: некоторые зрители в конце не стыдились своих слёз. Пожалуй, подобная эмоция – лучший приз из всех возможных. С ней не сравнится ни один Гран-при.

    И, наконец, закрывал фестиваль спектакль народного театра «Психо Дель Арт». Напоследок зрителям была представлена постановка Андрея Маслова «Кокон: хроника женского безумия». Главную роль исполняла Анна Дымант, о которой уже шла речь выше. В центре спектакля – драматичная история женщины с искалеченным сознанием и надломленной психикой. Желание Марии быть любимой с годами перерастает в маниакальную потребность. Её до предела раскалённый рассудок смещает все возможные акценты, и главной целью уже становится не любовь, а безграничная власть над мужчиной. Игрушка в руках хищницы обречена, но ведь сознание куда сильнее и изворотливее: его игрушкой может стать и сама хищница.   В этот раз Анна Дымант совершила что-то невероятное. Складывалось ощущение, что актриса была безумно влюблена в тот материал, с которым работала. Наверное, у каждого где-то в закоулках души прячутся свои большие и маленькие демоны. И что делает Анна – без всякого стеснения выпускает этих демонов наружу и являет зрителю, адаптируя их под предложенные обстоятельства. Если в спектакле «Я и Она» убедительность актрисы ставилась под сомнение, то здесь всё было невероятно органично и естественно. Уже на поклоне Анна Дымант так же естественно попрощалась со своей героиней, одарив зрителя обаятельной улыбкой. Профессионально вошла в образ, профессионально вышла – умница, одним словом.     Фестиваль «Zакрытый покаZ» завершился, но поиск новых идей, историй, имён и форм продолжается. Нынешние спектакли наглядно показали, что малые театры не боятся экспериментов и готовы вести с нами честный и откровенный диалог.   Сейчас у них есть многое: внимание зрителей, интересный материал, неординарные артисты, а главное – желание развиваться. Хотелось бы, чтобы в этом им помогли. Многие непрофессиональные театры сейчас ведут кочевой образ жизни и мечтают о своём, пусть и не большом, но личном пространстве. Пока это проблема, но хочется, чтобы наше управление культуры обратило на неё внимание. Ведь мечты должны сбываться, правда?!   Арсений Веденин Фото Ольги Базуриной

Ещё новости о событии:

Смелые самородки и кочевники: «Zакрытый покаZ» в Севастополе подвёл итоги - НеФакт.Инфо
В Культурно-информационном центре Севастополя 25 июня завершился X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ».
10:13 28.06.2017 НеФакт.Инфо - Севастополь
В Культурно-информационном центре Севастополя 25 июня завершился X фестиваль малых театральных форм «Zакрытый покаZ».
19:07 27.06.2017 Sevastopol.Su - Севастополь
 
По теме
В Севастополе прошел театральный фестиваль «Закрытый показ», в котором приняли участие севастопольские и московские театры, с экспериментальными, неформатными и смелыми постановками.
В Севастополе прошел театральный фестиваль «Закрытый показ», в котором приняли участие севастопольские и московские театры, с экспериментальными, неформатными и смелыми постановками.
Средства на теракт в Красногорске переводились в криптовалюте из Украины - SevastopolMedia Задержан еще один подозреваемый в подготовке к теракту в "Крокус Сити Холл" 28 марта правоохранители задержали еще одного подозреваемого в подготовке нападения на "Крокус Сити Холл" в Красногорске в Московской области.
SevastopolMedia
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования