Надеемся, у вас было время не спеша познакомиться с творчеством живописцев. Однако это лишь малая часть работ, посвященных Севастополю.
Сотрудники музея: искусствовед и куратор проекта Виктория Данилюк и дизайнер Анна Садовникова подготовили следующий блок картин, которые мы хотели бы представить.
1. В линогравюре художника Александра Бурцева угадываются знакомые черты Балаклавы. Вот крепость Чембало, которую не перепутаешь ни с какой другой. Но картина под названием "Балаклава. Три дерева" посвящена не ей. Художник выделил эти пока что маленькие деревца, растущие друг за другом. Пройдет время, и они вырастут, словно три богатыря, под кроной которых можно будет укрыться от жары.
Александр Бурцев "Балаклава. Три дерева". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
Кстати, линогравюра – это техника, которая определяет подход: основательность и техничность.
2. Когда-то на мысе Хрустальный были небольшие домишки местных жителей, возможно, рыбаков. К берегу причаливали деревянные ялики, располагалась также смотровая вышка, откуда можно было наблюдать за акваторией. Конечно, это всего лишь догадки, а также видение мыса Хрустальный художником Геннадием Арефьевым . Это имя знаковое для Севастополя. Арефьев, у которого очень фактурная живопись, не уделяет большого внимания мелким деталям, чтобы создать лаконичный живописный образ.
Геннадий Арефьев "Севастополь. Мыс Хрустальный". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
3. Некий контраст присутствует в картине Владимира Болотного. Темные, выразительные деревья с сухими колкими ветками, которые смотрятся несколько угрожающе и такие нежные, воздушные, розовые облака на небе…
Владимир Болотный "Розовые облака". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
Художник пытается в пейзаже найти ритм, упростить формы, свести к геометрии, но при этом облегчает картину невесомыми силуэтами облаков.
4. В картине Виктора Толочко заложен глубокий смысл. Мы видим Херсонесский колокол, который являлся символом военных и дипломатических побед еще при Российской империи и остается важным объектом заповедника-музея "Херсонес Таврический" по сей день. На картине видны "шрамы" от снарядов и пуль на камне и колоколе. Но они устояли и выдержали испытания войны. А изобразив рядом военный патруль и виднеющийся вдали корабль, художник хотел показать, надежную оборону нашей Родины в нынешнее время.
Виктор Толочко "Севастополь". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
5. Немного грустный, печальный ноябрьский Севастополь у художника Геннадия Брусенцова. Ярким пятном в картине выглядят алые флажки в руках у военных. События на картине датированы 1973-74 годами.
Стоит отметить, что эта работа Брусенцова будет выставляться в Художественном музее в течение недели с 24 по 31 июля на выставке, посвященной Дню флота. Так что посетители смогут увидеть картину в подлиннике.
Геннадий Брусенцов "Ноябрьский Севастополь". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
6. Интересная картина художника Мамута Чурлу "В порту". Крымско-татарский художник, вдохновляющийся народным искусством и авангардом, а не натурой, сочиняет свои композиции, обобщая образ, выбирая самое выразительное, выделяя декоративное. Он и не ставит задачу передать объем, а специально делает изображение плоским.
Мамут Чурлу "В порту". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
7. Сколько сочного цвета в картине Натальи Василенко "Праздничный Севастополь"! У художницы была специфическая задача — передать атмосферу и яркое ощущение праздника в ночном Севастополе, показать апогей празднования.
Наталья Василенко "Праздничный Севастополь". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
8. Акварель Владимира Проценко рисует в воображении различные образы. В формах на пейзаже каждый видит нечто свое. Проценко можно смело назвать мастером акварели, особенно в технике "по сырому". В своем пейзаже он использует и тональное письмо, когда все цвета приблизительно одной интенсивности, а гамма говорит нам о том, что это ночь. К слову, нарисовать ночь, не зачернив картину или рисунок, всегда очень не просто.
Владимир Проценко "В сумерках". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
9. Скрупулезную работу проделал художник Ярослав Мыськив, изобразив "Южную бухту" Севастополя в технике офорта. Офорт — это графическая техника, а точнее, это гравюра по металлу. Раньше художники поступали так: печатали определенный тираж оттисков, а затем резали пластину на столько же частей.
Ярослав Мыськив "Южная бухта". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
10. Севастопольцы отмечают один из любимых праздников – День военно-морского флота. И если Наталья Василенко изобразила кульминацию празднования, то у художника Анатолия Сухоруких все только начинается. Сухоруких вдохновлялся картиной Арефьева "Голубое утро" (опубликована в первой части), но при похожей палитре он наводняет город людьми, когда у Арефьева город был представлен безлюдным.
Анатолий Сухоруких "Севастополь. Праздничный вечер". Фото: Из фонда Севастопольского художественного музея имени М.П. Крошицкого
Следите за тематическими выставками, проводимыми в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого и вы сможете увидеть все эти картины в подлиннике. Мы же в следующей части продолжим знакомить вас с Севастополем в картинах известных художников.
Наша группа в WhatsApp