В Севастопольском художественном музее открыли выставку картин с уникальной биографией

А.Л. Ржевская "Сироты", 1893 г.
Д.Б. Кьяри "Проповедь Христа"
Давид Тенирс Младший "Дама с гитарой"
Ж.Куртуа "Кавалерийская схватка"
И.И.Ендогуров "Набережная", 1892 г.
В Севастопольском художественном музее открыли выставку картин с уникальной биографией
Фото: primamedia.ru
Коллекция состоит из спасенных шедевров кисти именитых художников Гостям и жителям Севастополя в Художественном музее имени Крошицкого открылась выставка, где предлагают узнать историю уникальных картин кисти известных художников. Уникальность заключается в том, что произведения искусства чудом "выжили" и теперь по праву их можно назвать спасенными шедеврами, сообщает ИА SevastopolMedia.

Судьбы картин, как и судьбы людей складываются по-разному: порой счастливо, а порой драматично… Произведения Л.Джордано, Д.Б.Кьяри, С.Розы (?), Д.Тенирса Младшего, Ф.Ваувермана, К.Лефевра, Ж. Куртуа…, а также В.А.Тропинина, А.К.Беггрова, И.И.Шишкина, В.Е. и К.Е. Маковских, И.И.Левитана, И.И.Ендогурова и др. итальянских, нидерландских, русских и французских мастеров XVI-XIX веков, представленные на выставке "Спасенные шедевры", имеют свои уникальные "биографии".


А.Л. Ржевская "Сироты", 1893 г.. Фото: Предоставлено Севастопольским художественным музеем имени Крошицкого

Первоначально многие из них украшали известные аристократические салоны и купеческие особняки Москвы и Петербурга: Д.В.Высоцкого, И.А.Морозова, П.М.Третьякова, И.С.Исаджанова, А.А.Коровина, М.П.Гренстранда и др., а также крымские усадьбы княгини Н.А.Барятинской, военного историка А.Н.Витмера, знаменитого винодела князя Л.С.Голицына… и летней царской резиденции Ливадийского дворца, для украшения которого по специальному указу императора произведения западноевропейского искусства были переданы из Эрмитажа, а полотна русских художников приобретались коронованными особами на академических и передвижных выставках. После Октябрьской революции, на сломе исторических эпох, они были национализированы молодым советским государством для создания музеев, "доступных для широких народных масс" – популярнейшей идее того времени.


Д.Б. Кьяри "Проповедь Христа". Фото: Предоставлено Севастопольским художественным музеем имени Крошицкого

— Особенно сложно национализация произведений искусства происходила в Крыму в разгар гражданской войны, когда власть попеременно переходила то к "белым", то к "красным".

И все-таки, многие поместья и частные коллекции удалось сохранить от разорения и даже уничтожения благодаря энтузиазму, а также преданности стране и искусству, умных, талантливых музейщиков, художников и знатоков искусства,

таких как Я.А.Тугенхольд, А.Г.Коренев, А.И.Полканов, — рассказала искусствовед Людмила Смирнова.


Давид Тенирс Младший "Дама с гитарой". Фото: Предоставлено Севастопольским художественным музеем имени Крошицкого

Спасенные ими произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства знаменитых мастеров разных эпох были объединены с коллекцией русского искусства, переданной из Москвы и Ленинграда и созданной специально для Севастополя. В комиссию Государственного музейного фонда, комплектовавшую провинциальные музеи, входили выдающиеся советские искусствоведы А.М.Эфрос и Н.Г.Машковцев... Именно эти работы стали ценнейшей основой собрания Севастопольской картинной галереи, открытой 6 ноября 1927 года к 10-й годовщине революции.

Некоторые произведения, экспонирующиеся на выставке, благодаря эрудиции и исследовательскому таланту А.Г.Коренева уже в 1930-е обрели "авторство", были уточнены даты их создания и принадлежность к определенным художественным школам. В 1939 году директором галереи стал потомственный севастополец, художник и музейщик Михаил Павлович Крошицкий.

— В годы Великой Отечественной войны М.П.Крошицким была спасена почти вся коллекция — более 1 300 экспонатов!!! — живопись, графика, малая пластика (бронза, фарфор, фаянс…), наиболее ценная часть научной библиотеки.


Ж.Куртуа "Кавалерийская схватка". Фото: Предоставлено Севастопольским художественным музеем имени Крошицкого

В декабре 1941 года на свой страх и риск без документов, без знания конечного пункта, без материальных средств, не успев забрать семью, он вывез ценнейшие произведения из осажденного Севастополя. За 13 месяцев был проделан путь в 11 тыс. км через Кавказ, Среднюю Азию до Томска, включая 43 перегрузки вручную (более 100 ящиков), — продолжила Людмила Смирнова.

В 1945 году севастопольское собрание было возвращено в Крым, но … в Симферопольский художественный музей, так как в Севастополе здание музея было полностью разрушено, а симферопольскую коллекцию почти всю уничтожила, затопила немецкая авиация в Керченском проливе во время эвакуации.

11 лет М.П.Крошицкий был директором объединенной Севастопольской и Симферопольской картинной галереи. И только в 1956 году после длительной борьбы Крошицкого и всей интеллигенции города с областными властями произошло долгожданное возвращение музейной коллекции в Севастополь. Поэтому первая статья о героическом спасении музейных шедевров, написанная М.И.Белкиной и опубликованная в 1959 году в журнале "Огонек", называлась "Галерея принадлежит Севастополю"! А уже в 1991 по инициативе благодарных севастопольцев музею было присвоено имя М.П.Крошицкого.


И.И.Ендогуров "Набережная", 1892 г.. Фото: Предоставлено Севастопольским художественным музеем имени Крошицкого

50 произведений, представленных на выставке, имеют самостоятельную эстетическую ценность, рассказывают об искусстве разных стран и эпох, и, вместе с тем, достойно дополняют небольшую, но довольно цельную и качественную по своим художественным достоинствам постоянную экспозицию музея; помогают вспомнить важные, порой драматические события, связанные с историей создания, а затем героического спасения музейного собрания. Многим работам "экспозиционная жизнь" была продлена благодаря профессионализму и "добрым рукам" музейных реставраторов – Т.В.Рыжовой и О.В.Гертман, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, Реставрационных мастерских в Киеве, а также преданности музейному делу хранителей и научных сотрудников музея. Данная выставка – своеобразный поклон севастопольцев коллекционерам, художникам, реставраторам, краеведам и, конечно, музейщикам, которые в течение 90 лет жизни музея бережно хранили все эти ценности для будущих поколений.

ИА SevastopolMedia демонстрирует лишь малую толику спасенных шедевров. С полной коллекцией картин можно познакомиться в Севастопольском художественном музее имени Крошицкого.

Следи за нами в Instagram

Вступайте в группу SevastopolMedia ВАЖНОЕ в WhatsApp и узнавайте все самые важные новости Севастополя

Подписывайся на страницу SevastopolMedia в Facebook

Подпишись на наш канал в Telegram и получай новости без спама и обсуждений

 
По теме
В среду, 8 ноября, коллектив Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого принимал поздравления от городских властей, коллег и друзей в честь 90-летия.
Севастопольскому художественному музею исполнилось 90 лет. 6 ноября 1927 года городская газета «Маяк Коммуны» в статье «Подарки Октябрю» сообщила: «Сегодня мы открываем холодильник, рабочий городок, картинную галерею…».
Около 62% сотрудников компаний имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья - SevastopolMedia Проблемам наиболее подвержена костно-мышечная система человека Почти две трети сотрудников различных компаний попадают в желтую и красную группы здоровья, им рекомендуется обратиться за консультацией к врачу.
SevastopolMedia
Благоустройство территории детского реабилитационного центра в Евпатории завершат к лету - SevastopolMedia В нём будут проходить лечение дети с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата Благоустройство территории Федерального детского реабилитационного центра в Евпатории планируют завершить уже летом.
SevastopolMedia