«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»

«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
«Мы – органическая часть Севастополя», – викарный священник «Прихода св. Климента»
Фото: primamedia.gcdn.co
Отец Александр отмечает, что за последний год отношение властей Севастополя к католикам кардинально изменилось 4 июня местная религиозная организация "Приход св. Климента в г. Севастополе" Римско-католической Церкви получила в торжественной обстановке распоряжение правительства Севастополя о передачи бывшего здания кинотеатра "Дружба", расположенного на ул. Шмидта, 1, католической общине. По этому случаю корр. ИА SevastopolMedia встретился и пообщался с заместителем настоятеля прихода, викарным священником отцом Александром Немчиновым . Беседа проходила в квартире многоквартирного дома, расположенного напротив храма, на ул. Б. Морской. Именно в этой квартире, приобретённой настоятелем прихода, 20 лет проходили богослужения католиков. Сколько католиков в общине сейчас, кто они, как обратились в католическую веру, и насколько она крепка, много ли коренных севастопольцев в приходе, кто такой викарный священник, – об этом и многом другом читайте в нашем материале.

— В 1992 году ваша община возродилась. Какие изменения она претерпела с этого момента по настоящее время?

— Я здесь всего лишь два года. И все знания о приходе получил благодаря чтению исторических справок.

Начиналось всё с того, что буквально несколько человек, десяток, собирались и просто молились под стенами храма (бывшего здания кинотеатра "Дружба". – прим. ред.) каждое воскресенье. Со временем стал приезжать священник из Ялты. Там раньше возродилась община, в 1991 году, раньше был передан католический храм. И в Севастополь приезжал священник где-то один-два раза в месяц, проводил богослужения.

Потом снимали помещения в разных местах. Это было вплоть до 1997 года. Не было постоянного священника. И, наконец, в 1997 году была куплена вот эта квартира, в который мы сейчас с вами находимся. И вот уже двадцать лет богослужения проводятся в этой квартире. Несмотря на то, что храм передали, мы пока не можем приступить к богослужению. Надо проводить ещё реставрационные работы.

Как люди узнавали об общине

— Люди видели, как молятся. Собирались, узнавали. Очень часто бывает, что кто-то даже и не знает, что есть католический приход. Но кто-то есть из родственников католики. Дедушки, бабушки. Умирают, обращаются в православный храм, а им говорят, что у вас есть свой приход, обратитесь к ним.

Немало людей – это военнослужащие Черноморского флота. Если брать время до 2014 года, то это были военнослужащие как Черноморского флота российского, так и украинского. В 2014 году поменялось то, что многие военнослужащие украинского флота, которые не перешли в российский флот, уехали, в основном, в Одессу. То есть в приходе стало несколько меньше людей из этих военнослужащих, но зато есть люди, которые приезжают из Сибири. Из разных мест приезжают жить в Севастополь и становятся прихожанами здесь.

Информацию об общине, в основном, получают из интернета. У нас есть крымский католический сайт, там есть данные обо всех приходах, и Севастополя тоже.

Ну и в 2014 году была создана централизованная организация. Всех католиков Крыма объединяет Крымский пасторский округ. Есть епископ, который возглавляет округ, он находится в Симферополе. Яцек Пиль . Он гражданин Польши, имеет вид на жительство.

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Элементы богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Мощи святых. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

1 / 8

Национальный состав католиков и живая вера

— Сейчас католики по национальному составу очень разные. Есть этнические русские. Это люди, которые сами со временем пришли к Богу уже какими-то своими путями. Не то что родители что-то кому-то передали, большинство молодых людей пришли в католицизм сами. Я думаю, что это более живая вера, потому что традиция зачастую – некий обычай и всё. А вера всё-таки это то, что непосредственно соединяет человека с Богом.

О количестве прихожан

— Если посчитать тех, кто приходит иногда, то, может быть, человек до тысячи наберётся. Есть многие, которые даже и не знают о существовании прихода. Были крещены где-то когда-то.

Буквально на прошлой неделе хоронил человека, который был крещён в Петербурге в своё время в католическом храме. Единственном в Питере. После войны, в 40-е годы. И всё, больше он никогда в жизни не сталкивался с храмом. Не был воцерковлён. И сейчас только они обратились похоронить. Такие люди тоже есть.

А таких, которые приходят практически каждое воскресенье, человек двести будет.

Если брать с самого начала, с 1992 по 1997 годы, до приобретения квартиры для ведения служб, когда собирались просто на улице или ещё где-то, там было буквально десятка два-три человека. Когда уже здесь появилось постоянное место, и официально община была зарегистрирована, то возросло число прихожан приблизительно до такого числа, как я вам сказал.

А в 2014 году произошла своего рода ротация. Кто-то уехал на Украину, кто-то приехал с материковой России. Те, кто уехали, возместились теми, кто приехали.

О социальных и возрастных категориях прихожан

— Очень разные люди. И учителя, и рабочие, и электрики, и механики. Абсолютно разные. По возрастному составу – где-то пополам. Старшее поколение и среднее. Молодёжь тоже есть и дети есть. Но с молодёжью всегда сложнее, потому что они постоянно где-то учатся, потом начинаются разъезжаться. Из того костяка в двести человек, о котором я говорил, старшее поколение – это где-то половина. За пятьдесят и старше.

— Насколько известно, ваш приход является самым маленьким в ряду других официальных конфессий, представленных в Севастополе. Можете ли вы сказать, что за счёт такой компактности ваша организация чем-то похожа на большую семью?

— Я думаю, можно так сказать. Потому что люди пересекаются часто, близко, по сути, в домашней обстановке. Поэтому многие говорят: "Будем в храме, будем чужими друг другу" (улыбается). Потому что привыкли здесь собираться. Многие даже дружат уже, кто познакомился в приходе. На праздники собираемся. В квартире проводим чаепития. На Рождество одиноких приглашаем. Не просто пришли–ушли, есть дружеские отношения. Неформальные отношения тоже поддерживаются.

О венчании и других таинствах

— Венчания проводим. Но как-то не между прихожанами. Не знаю, хорошо это или плохо, но вот так.

Венчания в нашем приходе совершаются не часто. Обычно одно-два в год. Последнее было в прошлом году и сейчас в августе намереваются повенчаться две пары. Венчание, как и все остальные таинства, совершается бесплатно, но обычно дают какое-либо добровольное пожертвование (кто сколько может и хочет по своему усмотрению). Кроме того, совершаются все таинства. Евхаристия служится ежедневно, где можно принять Причастие. Исповедь – каждое воскресенье (если есть желающие, то и в будни). Елеопомазание больных – где-то раз в месяц, раз в два месяца. Крещение – раз пять в год. Похороны – пять-десять раз в году. Повторюсь, всё бесплатно, но от добровольных пожертвований не отказываемся.

О материальной помощи друг другу

— Если кто-то умер, помогаем. Вот недавно в одной семье была бабушка, и у неё сын инвалид, она умерла, и мы всем приходом помогали её хоронить. Потому что здесь у них родственников и нет. Они сами в своё время из Белоруссии переселились.

Здесь, в принципе, коренных католиков очень мало. На пальцах одной руки хватит пересчитать. Все погибли во время войны.

Есть у нас одна старушка, ей 90 с чем-то лет, на Северной стороне живёт. Вот она пережила войну здесь. Была крещена здесь. Она помнит, как закрывали храм в 1936 году. Она тогда была маленькой девочкой. И она буквально единственный свидетель из живущих здесь, в Севастополе, всех событий, происходящих с храмом.

А так, в советское время сюда приезжали со всех уголков Советского Союза. Сегодняшние наши прихожане – это люди со всей тогдашней большой страны.

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Картина с изображением св. Климента. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Песенники. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Прихожане и священники прихода. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Прихожане и священники прихода. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

Квартира, где проходят богослужения. Фото: Руслан Микаилов, ИА SevastopolMedia

1 / 6

— Что собой представляет современный католик в Севастополе? Что нужно преодолевать – и нужно ли вообще что-либо преодолевать, чтобы оставаться католиком в Крыму и Севастополе?

— Я думаю, то же самое преодолевать, что и православному, и мусульманину, и иудею, и вообще, верующему человеку. На самом деле, разница-то небольшая между верующими. Главное – если у человека есть вера, если он хочет исполнять волю Божью, Его заповеди. И вот есть окружающий мир, который далёк от Бога. Это проблема всех людей. Есть люди, которые верят в Бога, и хотят жить с ним, а есть люди, которые вообще о Боге не думают, им это не нужно.

Если мы посмотрим, в нашей стране, не только в Крыму, не только в нашей стране, во всём мире, наверное, людей верующих очень и очень мало. Даже если кто-то где-то принадлежит какой-то общине формально – где-то кого-то покрестили или какой-либо ещё обряд инициации произвели, – то в жизни зачастую человек этим не живёт. Вот я вам даже назвал цифры. Если мы наскребём по всему Севастополю тысячу католиков, то только двести человек, пятая часть, пытается жить в общине, в церкви, а уж кто как на бытовом уровне пытается реализовывать, это не известно.

То есть проблема какая? Как мириться с окружающим миром. Сохранить внутренний мир свой, не растворяясь в потоке всего того, что тебя окружает. Каждый человек по-своему это решает. Для многих община – это отдушина, хотя бы раз в неделю собраться, помолиться, послушать проповедь, уйти от всей этой суеты ежедневной. Это большая помощь.

— Как вы думаете, почему севастопольцы или приезжие обращаются в католическую веру, а не в близкое по духу русскому человеку православие?

— Причина, конечно, у каждого человека своя, почему он нашёл Бога в католической церкви. Могу сказать лишь про свои наблюдения. Человек мог познакомиться через литературу с каким-нибудь католическим святым, и это его приводит в католическую церковь. Кто-то пришёл с другом или знакомым в католическую церковь, и ему понравилось. Кто-то сознательно ищет именно западную форму богослужения и благочестия. Либо кто-то столкнулся с хамством или пренебрежительным отношением к человеку в православной церкви. Есть, кстати, и обратившиеся из протестантских общин. Кто-то ищет Бога везде, и в католической церкви его что-то трогает.

— Как ваша община взаимодействует с другими конфессиями, представленными в Севастополе?

— Скажем так, у нас конфликтов нет. Никаких, ни с кем. Но и, скажем, каких-то общих проектов тоже нет. То есть взаимное мирное сосуществование. Мы посещаем различные мероприятия, на которые приглашают, в том числе, правительство Севастополя. Всегда мы открыты, ни от кого не закрываемся. Особенно это заметил в последний год. Появилось нормальное отношение со стороны властей. До этого нас как-то не замечали. Как будто и не было никого. Сейчас обратили внимание.

Наверно, с возвращением храма общине всё это и связано.

— А как католическая церковь относится к восточным религиям (буддизм, индуизм и т.д.) и различным философским учениям, которые в последнее время приобрели среди молодёжи большую популярность? Ведь речь идёт о сфере влияния за души людей.

— Для католической церкви есть понятия "Церкви-сёстры" в отношении восточных православных церквей. Во всех нехристианских религиях католики уважают понятие Единого Бога. Схематически можно представить круги, удаляющиеся от центра. В центре – католическая церковь, сохраняющая всё предание в целом. Далее – самые близкие церкви в неполном общении с католической церковью – это православные церкви. После – протестантские общины. Иудеи, сохраняющие ветхозаветную традицию. Мусульмане, имеющие понятие Единого Бога. Ну, и остальные религии, где есть признание Бога. Практически во всех религиях можно найти кусочек истины, полноты в церкви Христовой.

Что касается буддизма, то там Бог-Творец отвергается вовсе.

Естественно, что все иные религии и учения – это наши конкуренты, но бороться за истину христианин должен словом и примером своей жизни, а никак не административными ресурсами.

— А что значит, викарный, викарный священник?

— Викариус – с латинского "заместитель". Викарный священник – это заместитель настоятеля. Я – заместитель настоятеля, правда, самого настоятеля пока нет.

У нас сейчас смена власти происходит. Один настоятель уезжает, другой приезжает. Всё пока на заместителе держится. Нового настоятели мы увидим где-то с середины августа. На самом деле он новый старый. Это тот настоятель, который в 1997 году и купил эту квартиру. Он был 12 лет здесь настоятелем. Отец Леонид .

— Как вы сами здесь, в Севастополе, оказались?

— Узнал от разных священников, что в Крыму нехватка священников, сконтактировался с епископом Яцеком, и он пригласил меня сюда служить. Сам я из Подмосковья. Моя миссия от епископа конкретная была заниматься передачей храма, возвращением. Занимался переговорами с властями, сейчас занимаюсь оформлением бумаг.

Ситуация с храмом

— А обязанностью настоятеля будет курировать реконструкцию храма. Надеемся, до осени бумаги о праве собственности получим, потом первым делом будем делать оценку здания. Что в какой сохранности, что в какой аварийности. После чего – проект реконструкции. Тут, конечно, нужны хорошие специалисты, будем искать. Потому что реконструкция – это не стройка. Всё же здание выявлено как объект культурного наследия. Думаю, в этом году будет только бумажная часть.

В цокольной части храма до его закрытия находилась часовня для отпевания усопших. Скорее всего, отремонтируем нижнюю часть, и там начнём богослужение. А верхнюю потихонечку будем реконструировать. Там работы гораздо-гораздо больше. Нижняя часть сохранена практически полностью, там надо внутри навести марафет.

— Вы примерно можете сказать, во сколько обойдётся реконструкция?

— Даже боюсь представить. Сумма должна быть хорошая.

— Кто будет финансировать?

— Надо будет искать, что называется, добрых людей, какие-то фонды. Есть благотворительные организации. Будем обращаться.

— Александр, у вашей общины есть какие-то проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и если есть, то какие?

— На сегодняшний момент проблем, слава Богу, нет. Ну вот была проблема с храмом. Я не вижу непреодолимых проблем. Пока, слава Богу, всё решается. Может, возникнут проблемы, когда приступим к реставрационным работам. Пока нам никто палки в колёса не вставляет. Я бы сказал, наоборот. В последнее время, наоборот, стали по-человечески относиться. Вспомнили, что есть и наша община тоже. На разные мероприятия приглашают. Это приятно. Мы же тоже часть города. Не противопоставляем себя, не являемся какими-то там подпольщиками. А то, может, кто-то думает: "Вот, католики, где-то там прячутся на квартире, какие-то коварные планы строят" ( смеётся ). Нет, мы органическая часть города.

СПРАВКА

Римско-католический храм был построен в 1911 году на добровольные пожертвования католиков. Их численность в Севастополе на тот момент была 3 тыс. человек, 2/3 которых составляли военнослужащие Черноморского флота. Главным Командиром Черноморского флота адмиралом Михаилом Лазаревым было представлено прошение императору Николаю I о постройке церкви за счет казны. В 30-е годы XIX века был отведен участок земли и начато заготовление строительных материалов, но в период Крымской войны в 1854 году молитвенный дом был разрушен во время бомбардировки города.

В 1936 году священник Матвей Гудайтис, возглавлявший приход, был расстрелян, а храм закрыт. В период обороны Севастополя, в 1941-1942 годы, в его здании располагался радиоузел. Во время войны костел пострадал от бомбардировок, но около 80% здания уцелело. В 1958 году по проекту архитектора Брауде храм был перестроен под кинотеатр.

На сегодняшний день здание находится в оперативном управлении ГАУ "Севастополь кино" как объект культуры и имеет статус кинотеатра. Севастопольская римско-католическая община воссоздана в 1992 году. С 1997 года богослужения проводятся в приспособленном помещении, расположенном непосредственно у здания кинотеатра "Дружба".

 
По теме
26 марта в библиотеке-филиале № 9 им. А. Ахматовой совместно с Отделом по делам семьи и родительским комитетом Севастопольского Благочиния состоялась презентация духовно-просветительского православного журнала «Истоки».
Глава Крыма Сергей Аксенов вместе с муфтием мусульман Крыма хаджи Эмирали-эфенди собрались во время священного для всех мусульман месяца Рамадан, чтобы провести ифтар, разделить с верующими вечернюю трапезу разговения.
Творческий мост Севастополь – Мурманск в библиотеке имени Анны Ахматовой - Севастопольское Благочиние 26 марта в библиотеке имени Анны Ахматовой состоялась презентация духовно-просветительского журнала "Истоки" отдела по делам семьи и Родительского комитета Севастопольского благочиния.
Севастопольское Благочиние
Полезная встреча в Ксениинской воскресной школе на тему «Новомученики и исповедники» - Севастопольское Благочиние 24-го марта, в день Торжества Православия, в Ксениинской воскресной школе храма Вознесения Господня состоялась Полезная встреча на тему «Новомученики и исповедники».
Севастопольское Благочиние
Средства на теракт в Красногорске переводились в криптовалюте из Украины - SevastopolMedia Задержан еще один подозреваемый в подготовке к теракту в "Крокус Сити Холл" 28 марта правоохранители задержали еще одного подозреваемого в подготовке нападения на "Крокус Сити Холл" в Красногорске в Московской области.
SevastopolMedia
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования