Юбилей ветерана биологической океанографии. Научно-исследовательскому судну «Профессор Водяницкий» исполняется 40 лет. 26 октября корабль сошел с верфи в городе Турку в Финляндии и поднял флаг Советского союза. С тех пор он прошел десятки тысяч миль, побывал в Средиземноморье, у берегов Анголы, Великобритании, почти дошел до Арктики. В свой день рождения «Профессор Водяницкий» будет в 90-й юбилейной экспедиции в Черном море. Накануне праздника его команда провела экскурсию по знаменитому исследовательскому судну для нашей съемочной группы.
40 лет на службе Науки. Количество научных работ и открытий, которые совершили ученые в экспедициях на исследовательском судне «Профессор Водяницкий» Института морских биологических исследований Российской академии наук не поддается подсчету. В общем зачете уже 89 экспедиций. В следующую, юбилейную 90-ю, корабль отправится всего через несколько дней. Выйти на нем в море – честь для ученых, будь то многомесячная океаническая экспедиция или исследования в Черном море. Расцвет исследовательской работы для «Профессора Водяницкого» был в Советском союзе, вспоминает команда корабля. Экватор, Рио-де-Жанейро, Того, Барселона, Сейшелы, Сингапур, Ангола, Австралия. Куда только не ходил экипаж, чтобы разгадать тайны морских глубин.
ВЛАДИМИР ТЫНИНИКА, капитан научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Судно более 60-ти стран посетило и больше 100 портов заходов было в Европе, в Африке.. Африку мы почти всю обошли. Судно интенсивно работало и эффективно »
Абсолютно все на корабле подчинено главной цели – научным исследованиям. Даше в машинном отделении царит почти лабораторная чистота. Сердце корабля – двигатель мощностью 2000 лошадиных сил. Он может развивать скорость до 12 узлов – это около 21 километра в час. Плавный ход, чтобы научные сотрудники могли ставить точные эксперименты в лабораториях или собирать данные за бортом, обеспечивают с мостика.
ЮРИЙ ЗЮБРИЦКИЙ, старший механик научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Науке нужно скорость хода 2 узла, они обеспечивают эту скорость хода. Надо больше – делаем чуть больше, надо меньше – делаем меньше. Все за счет разворота лопастей винта. А двигатель, он как крутится 315 оборотов, так он и выдает мощность, которая требуется. Я в своей практике всегда переживал за машинное отделение, всегда содержал его в чистоте. На каком бы я не был пароходе, первое требование у меня – чистота и порядок в машинном отделении»
Автономность корабля в экспедиции – 40 дней. При необходимости некоторые втулки и валы для ремонта на ходу можно вытачать на станке. Кстати, здесь могут сделать и детали по заказу научных сотрудников, рассказывает старший механик.
ЮРИЙ ЗЮБРИЦКИЙ, старший механик научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Приходится в рейсе иногда ремонтировать и насосы, и клапаны, и электрооборудование перебирать, и электромоторы, менять подшипники. Все делаем в рейсе силами экипажа машинной команды, в которую входят механики, мотористы»
Во время экспедиций на судне работают 30 членов экипажа и 30 научных сотрудников. На борту 10 лабораторий – 2 специализированные и 8 общего применения. Гидроакустическая лаборатория оборудована специальными локаторами.
ВИКТОР ДАВЫДОВ, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Два – это просто эхолоты. И один – это локатор, который сканирует. Выдвигается штанга из днища судна на 100 см и там находится излучатель, который может вращаться в любом секторе. Имеется еще научный эхолот. Степень его использования очень широка. С его помощью были обнаружены и газовыделения со дна моря, и наблюдали мы подводные вулканы и их жизнедеятельность»
Лаборатории общего применения заполняются оборудованием в зависимости от цели экспедиции. При необходимости в этих лабораториях можно проводить микробиологические исследования. Зонды для изучения морских глубин погружают за борт с помощью специальных лебедок.
ВИКТОР ДАВЫДОВ, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Задача наша – максимально обеспечить производительность научных исследований и каждый член экипажа он последнего матроса до капитана понимает задачу, которая стоит. Нам нужно набрать как можно больше научного материала, чтобы наши ученые остались довольны. Мы стараемся им помогать в этом»
За 40 лет лаборатории на судне прошли перепланировку. Когда-то значительные площади занимали огромные ЭВМ. Сейчас на корабле есть своя компьютерная сеть. Во всех лабораториях отражается положение корабля на карте, маршрут экспедиции, глубина, курс судна и данные с погодной станции корабля.
ВИКТОР ДАВЫДОВ, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Из больших лабораторий вычислительного центра мы сделали 2 лаборатории небольших, потому что сейчас нет необходимости в огромных площадях, которые занимали наши вычислительные машины. У нас поменялось и навигационное оборудование – появились новые эхолокаторы, эхолоты с жидкокристаллическими дисплеями вместо тех, которые раньше просто прожигали бумагу. Теперь у нас на судне появился интернет спутниковый. Мы можем в любой точке океана зайти в Google и посмотреть электронную почту»
При необходимости экипаж и научные сотрудники работают не только днем, но и ночью. Справляться со всеми трудностями помогает самая главная мысль.
ВИКТОР ДАВЫДОВ, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Помогает мысль о том, что скоро придешь домой. Это работа наша, мы уже привыкли, ни один год занимаемся. Мы любим эту работу и не хотим променять ее на какую-то другую»
Жизнь капитана корабля уже 34 год связана с «Профессором Водяницким». Владимир Григорьевич Тыниника пришел на корабль с военного флота, принимал корабль на верфи в Финляндии, прошел на нем десятки тысяч миль в разных широтах, в том числе и в ревущих сороковых – так моряки прозвали океаническое пространство в Южном полушарии Земли, где сильные западные ветра часто вызывают штормы.
ВЛАДИМИР ТЫНИНИКА, капитан научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«До 50-го градуса мы спускались южной широты. И вот Водяницкий показал себя, как моряк. Есть такое выражение: корабль-моряк хороший. Мы трое суток не могли поворот сделать – волны были. Можете представить себе – судно на волну заходит, потом опускается и волны – над нашими мачтами. Очень тяжелая погода была»
Вернуться когда-нибудь в океан хотелось бы, признается Владимир Григорьевич. Сейчас научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий» работает в Черном и Азовском морях. Выполняет госзаказ на научные исследования, работает по заказу крупных корпораций, как «Роснефть». На нем выходят в море научные сотрудники Института морских биологических исследований и Морского гидрофизического института. До конца года «Профессору Водяницкому» предстоит еще 3 экспедиции. Потом корабль встанет на ремонт.
ВЛАДИМИР ТЫНИНИКА, капитан научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий»:
«Я считаю, что у нас высокие профессионалы работают. Есть те, кто принимал судно с постройки, затем работали много лет, знают судно, патриоты. Очень многое от экипажа зависит. Люди справляются с задачами, благодаря им, и судно наше работает»
Людмила Замятина, Андрей Вовк, «Севинформбюро»