На предприятии численностью 5400 человек создано управление производственного контроля, охраны труда и промышленной безопасности численностью 28 человек. В соответствии со ст. 217 ТК РФ на предприятии должна быть создана служба охраны труда. Обязательно ли переименовывать управление в службу охраны труда?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Переименовывать управление, осуществляющее функции охраны труда в организации, в службу по охране труда работодатель не обязан.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Частью четвертой ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Минтруд России постановлением от 08.02.2000 N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (далее - Рекомендации).
Согласно п. 3 Рекомендаций службу охраны труда (далее также - службы) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Как видим, указание на выделение службы охраны труда в отдельное структурное подразделение имеет рекомендательный характер. То есть служба может и не быть самостоятельным структурным подразделением организации и, следовательно, не носить наименование "служба охраны труда".
Следует заметить, что ТК РФ не регулирует отношения, связанные с формированием штатного расписания, определением структуры организации. На это обстоятельство указывают в своих разъяснениях и специалисты Роструда (смотрите материал: "Вопрос: Сколько сотрудников должно быть в отделе, чтобы в штатном расписании это был отдел, и какая разница между отделом и сектором? Есть ли какие-нибудь нормативные документы по этому вопросу? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2017 г.)"). Суды также отмечают, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (смотрите, например, постановление Президиума Московского областного суда от 04.02.2015 по делу N 4Г-124/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24.05.2017 по делу N 33-1251/2017).


По нашему мнению, требование части первой ст. 217 ТК РФ направлено на создание соответствующим работодателем подразделения (самостоятельного или являющегося частью другого структурного подразделения), работники которого осуществляют функции охраны труда у данного работодателя. При этом наименование подразделения (служба, управление, отдел и т.д.) работодатель вправе определить самостоятельно. Аналогичное мнение высказывают представители Роструда (смотрите материал: "Вопрос: В ОАО, занимающемся строительством и монтажом на опасных промышленных объектах, существует более 20 лет отдел охраны труда и промышленной безопасности. В нем работают начальник и инспектора. Обязательно ли переименовывать отдел в службу, а должности в руководителя и специалистов согласно ст. 217 ТК РФ? Если да, то возможно ли оставление в обязанностях работника вопросов по обеспечению промышленной безопасности? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)").
Поэтому мы полагаем, что осуществление упомянутым в вопросе управлением деятельности по охране труда в организации свидетельствует о выполнении работодателем требования части первой ст. 217 ТК РФ. Переименовывать управление производственного контроля, охраны труда и промышленной безопасности в службу охраны труда в связи с этим не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

24 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 
По теме
<!-- - ТПП г.Севастополь
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации средний заработок всех сотрудников индексации не подлежит.
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
В России зарегистрирован ингаляционный препарат от коронавируса - Obyektiv.Press Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России получило постоянное регистрационное удостоверение на препарат «МИР 19», разработанный для лечения заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией.
Obyektiv.Press
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования