Вид деятельности организации - оказание санаторно-курортных услуг. На балансе организации числится объект - здание административного корпуса (2-этажное здание, 1-й этаж - складские и бытовые помещения, 2-й этаж - кабинеты для администрации общества). Офисные кабинеты используются только работниками общества, иные лица в объект доступа не имеют, так как на территории общества действует пропускной режим. В аренду помещения не сдаются. В 2017 году данный объект был включен в Перечень объектов, по которым в силу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налог на имущество рассчитается исходя из кадастровой стоимости объекта. В проекте Перечня на 2018 год данный объект отсутствует. Должен ли данный объект в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ быть включен в перечень объектов, по которому налог на имущество должен рассчитаться исходя из кадастровой стоимости объекта? Не возникнет ли налоговых рисков у предприятия, если налог на имущество по данному объекту обществом будет рассчитываться по остаточной стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку упомянутый в вопросе объект недвижимости относится к категориям объектов, перечисленным в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, он должен быть включен в перечень, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Однако, если по состоянию на 01.01.2018 этот объект будет отсутствовать в указанном перечне, налог на имущество организаций в отношении данного имущества в 2018 году будет исчисляться исходя из остаточной стоимости имущества. В связи с этим налоговых рисков у организации не возникнет.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций (далее - налог) определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые перечислены в этом пункте, включая административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов (пп.пп. 1 и 2 указанного пункта).
Согласно абзацу второму п. 2 ст. 378.2 НК РФ после принятия закона субъекта РФ, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в пп.пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, переход к определению налоговой базы в отношении таких объектов как их среднегодовой стоимости не допускается.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 этой статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет этот перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ, а также размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в Интернете.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ, если иное не установлено тем же пунктом, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период.
Таким образом, поскольку в субъекте РФ принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, и упомянутый в вопросе объект недвижимости относится к категориям объектов, перечисленным в пп.пп. 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, этот объект должен быть не позднее 01.01.2018 включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как их кадастровая стоимость (смотрите также письма Минфина России от 06.05.2016 N 03-05-05-01/26422, ФНС России от 19.05.2017 N БС-4-21/9464@). По вопросам, связанным с включением объекта недвижимости в указанный перечень, следует обращаться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-05-05-01/45501).
Вместе с тем п. 12 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пп.пп. 1 и 2 указанного пункта.
В соответствии с пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп.пп. 1 или 2 п. 1 этой статьи, была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений ст. 378.2 НК РФ.


То есть НК РФ прямо предусматривает, что в случае, если объект недвижимости относится к категориям объектов, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как их кадастровая стоимость, но при этом он не включен в перечень таких объектов, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, налоговая база по этому объекту рассчитывается без учета правил ст. 378.2 НК РФ о ее определении как кадастровой стоимости недвижимого имущества. Иными словами, при таких обстоятельствах налоговая база по налогу определяется в обычном порядке, как среднегодовая стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Этот вывод подтверждается Минфином России, который неоднократно отмечал, что объекты недвижимого имущества, указанные в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (письма Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246, от 18.03.2014 N 03-05-05-01/11682, от 14.02.2014 N 03-05-05-01/6177, от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765, от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962).
Поэтому, если в рассматриваемом случае объект недвижимости не будет включен в перечень объектов, по которым налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости имущества, организация должна будет исчислять налог исходя из остаточной стоимости этого объекта (п. 3 ст. 375 НК РФ). В связи с этим налоговых рисков у организации, на наш взгляд, не возникнет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 
По теме
Письмо Федеральной налоговой службы от 26 октября 2017 г. № БС-4-21/21649@ “О налоге на имущество организаций” Объекты имущества, классифицированные некредитной финансовой организацией в качестве инвестиционного имущества,
Письмо Федеральной налоговой службы от 20 октября 2017 г. № БС-4-21/21330@ “О применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу” Разъяснено, что по общему правилу,
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Если не будут внесены изменения в ст.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Организация в рассматриваемой ситуации не должна представлять уточненные декларации по налогу на прибыль организаций за прошлые налоговые периоды,
Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ , который вносит изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения имущества.
В ближайшие время налогоплательщики, имеющие в собственности квартиру, дом, землю или автомобиль, получат уведомление с суммой налогов, которые надо заплатить до 1 декабря.
В связи с направлением налоговых уведомлений за 2016 год и размещением их в « Личном кабинете налогоплательщика для физического лица » ФНС России разъясняет основные причины изменения налога на имущество физических лиц н
Письмо Федеральной налоговой службы от 29 сентября 2017 г. № БС-4-21/19632@ “О налоге на имущество организаций” Не являются основными средствами объекты, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости,
В Любимовке КамАЗ въехал в жилой дом - Obyektiv.Press Сотрудники Госавтоинспекции Севастополя проводят проверку по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего накануне, 27 марта, в поселке Любимовка.
Obyektiv.Press
С начала 2024 года в Севастополе зарегистрированы 10 случаев кори. Все заболевшие не были привиты против этой болезни, сообщили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора.
Севастопольская газета
Поздравляем призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) - Институт развития образования 27.03.2024г. С 18.03.2024 по 24.03.2024 в Москве на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходил заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК).
Институт развития образования