Кривов Ю.И.
18 июля 2017г. в студии интернет-портала "Форпост" состоялось интервью с вице-губернатором Севастополя по социальной политике Кривовым Ю.И. . Это было долгожданное интервью для большинства жителей Севастополя, поскольку проблемы, которые присутствуют в социальной сфере города, давно уже перешли критическую границу. Тему образования мы пока рассматривать не будем, хотя ответы чиновника на вопросы по этому направлению вызвали у нас, мягко говоря, улыбку. Чего только стоят его познания в области истории образования. Оказывается, по мнению г-на Кривова Ю.И., источником знаменитого афоризма "Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили" является "японская мудрость" .
Уважаемый Юрий Иванович, позвольте с вами не согласиться. Эта фраза никакого отношения к японской мысли не имеет, а принадлежит она знаменитому английскому политику – 1-му маркизу Джорджу Сэвилу Галифаксу (1633-1695гг.). Но вернемся к медицине Севастополя.
Если систематизировать огромное число вопросов по здравоохранению Севастополя, которые заблаговременно были заняты г-ну Кривову Ю.И., то большая часть из них требовала показать отношение вице-губернатора к ситуации, связанной с полным развалом и начавшейся распродажей государственного здравоохранения благодаря "слаженной" работе тандема "Емельяненко-Гроздова" , а также о привлечении к ответственности упомянутых руководителей. Но, к сожалению, мы услышали такое, от чего у нормального человека волосы бы встали дыбом.
Первый вопрос коснулся оценки вице-губернатором состояния севастопольского здравоохранения. Г-н Кривов Ю.И. на данный вопрос ответил весьма уклончиво - "здравоохранение Севастополя нуждается в интенсивном внимании и заботе". При этом самую большую проблему в медицине города чиновник увидел не в управленческой составляющей, а в состоянии материально-технической базы, которая, по его мнению, "не отвечает лицензионным требованиям".
При этом г-н Кривов Ю.И. официально заявил, что "нет лицензий на осуществление медицинской деятельности ни у одной из больниц ". И здесь мы снова хотели бы указать чиновнику на недостаточный уровень его осведомленности в этом вопросе. Во-первых, лицензия есть у сосудистого центра. Во-вторых, до 1 октября 2017 г. наличие лицензий не является обязательным, и все государственные медицинские организации работают на основании уведомления согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 207 от 9 марта 2015г., период действия которого в части, касающейся здравоохранения, скорее всего, будет продлен до 2020г. В-третьих, для пациентов, равно как и для жителей Севастополя, совершенно нет разницы в том, на основании какого документа осуществляется медицинская деятельность. Людям необходима, прежде всего, качественная и доступная медицинская помощь!
Тем не менее, откроем читателю секрет о том, что получение российской лицензии становится возможным только после приведения в соответствие с Порядками оказания медицинской помощи, санитарными и строительными правилами конструктивных характеристик и инженерной инфраструктуры зданий, а также кадрового состава и табеля оснащения медицинским оборудованием медицинской организации. Как планирует "достичь" такого соответствия г-н Кривов, и какова перспектива в его понимании развития государственного сектора медицины города - об этом ниже.
Очередной комментарий г-на Кривова Ю.И. коснулся технической модернизации здравоохранения, где он справедливо отнес все заслуги бывшему правительству, не забыв, однако, сделать вывод о том, что "цели, заявленные первоначально не были достигнуты" . И вот здесь хочется опять напомнить г-ну Кривову Ю.И., что даже в более благополучных субъектах Российской Федерации, где проводилась модернизация здравоохранения (возьмем, к примеру, хорошо знакомую ему Пензенскую область), подобные преобразования осуществлялись без каких-либо потрясений в течение не менее 5-ти лет! Но при этом там никто параллельно не внедрял "горячо любимую" всеми жителями Севастополя систему обязательного медицинского страхования. Также ни в одном из субъектов Российской Федерации закупка оборудования и проведение ремонтов не проводились в условиях полной энергетической блокады, когда на город подавалось электричество в объеме менее 25% потребности, а органы государственной власти сидели без света, тепла, телефонной связи и интернета.
Зачем все это ему для анализа?
Ведь сегодня чиновник работает, практически в тепличных условиях. Но именно в этих тепличных условиях освоение бюджета здравоохранения в 2016г. было менее чем на 60% (и то большей частью за счет работы предшественников), в то время, как даже во время энергетической блокады оно превысило 90%! Почему Кривов Ю.И. умолчал об истинной причине такой катастрофы, о настоящих героях нашего времени? Второе, о чем, наверное не совсем информирован чиновник, так это то, что ни одна из государственных программ по технической модернизации здравоохранения Севастополя еще не завершена. Срок реализации программы модернизации истекает в конце 2017г., программа "Развитие здравоохранения" действует до 2019г., "Федеральная целевая программа" - до 2020г. включительно. О каких достигнутых целях говорит г-н Кривов Ю.И. – непонятно. Однако на вопрос о том, кто за последние 10 месяцев тормозил и тормозит реализацию все перечисленных программ, почему орган исполнительной власти в сфере здравоохранения в течение этого периода не работал, а только разрушал созданное ранее, Кривов Ю.И. тоже не ответил.
А затем, как гром среди ясного неба, последовал печальный вывод чиновника Кривова Ю.И., по-видимому, вытекающий после его "знакомства" с уже известным нам весьма странным актом проверки контрольно-счетной палаты Севастополя. Он заключался в том, что "оборудование в медицинских организациях не работает потому, что закуплена только его часть, а оно должно работать в комплексе, и чтобы эта часть заработала, нужно купить другую часть". И снова неправ г-н Кривов Ю.И. Частями оборудование никто не закупал, это в принципе невозможно. Часть оборудования называется запчастью, а приобретение запчастей не было предусмотрено программой модернизации. Кроме того, все оборудование при поставке вводилось в эксплуатацию специальной комиссией, подтверждением чему являются соответствующие акты. Как может быть введена в эксплуатацию запчасть понятно, наверное, только самому г-ну Кривову Ю.И.
Тем не менее, в заявлении чиновника прослеживается очень опасная составляющая, которая может оказать крайне негативное влияние на будущее государственного здравоохранения города. Признавая не востребованность и неэффективность в использовании перечисленного в акте контрольно-счетной палате медицинского оборудования он, скорее всего, имел ввиду 103 единицы дорогостоящей техники на общую сумму 154,799 млн. рублей , простаивавшей и якобы "приобретенной напрасно". Если присмотреться к акту повнимательнее, то основными "причинами простоя" аудиторы счетной палаты назвали отсутствие кадров, поломку, незавершенный ремонт помещений и "отсутствие комплектующих". Но разве это каким-то образом может быть связано с "напрасным" приобретением? Признавая последнее, Г-н Кривов Ю.И. фактически призвал руководителей медицинских организаций к списанию этого оборудования!
Мы откроем еще один секрет уважаемому читателю. Всё (без исключения) оборудование приобреталось в строгом соответствии с табелями оснащения отделений, определенных Порядками оказания медицинской помощи. Что же случится, если закупленную технику спишут? Ответ очень простой – больницы никогда не получат лицензию и будут закрыты! Прекрасно! И это вместо того, чтобы обеспечить финансирование, необходимое для выплаты достойных заработных плат врачам и медсестрам, для технического обслуживания и ремонта оборудования, для закупки расходного материала! А ведь сегодня этого финансирования нет, поскольку государственные деньги ОМС переданы частникам! На вопрос, почему в течение 10-ти месяцев не завершены ремонты помещений под установку магнитно-резонансного томографа, цифрового рентгена и другого тяжелого оборудования г-н Кривов Ю.И. тоже не ответил. Почему? Наверное потому, что решение "об отсутствии потребности" и последующем списании уже принято. Тогда, конечно, зачем что-то ремонтировать. Но что же, все-таки, имел ввиду чиновник Кривов Ю.И., когда говорил о том, что оборудование закуплено частями. Речь идет о двух больницах: инфекционной и городской больнице №4. В инфекционную больницу за счет средств программы модернизации было закуплено оборудование для ПЦР-диагностики. Зачем? Для того, чтобы контролировать эффективность лечения больных гепатитом С. Можно без него обойтись? По мнению Кривова Ю.И., конечно. Только сдавать анализы больные гепатитом С будут в Симферополе и платить за это свои деньги, поскольку возможность оплачивать такие дорогостоящие исследования у инфекционной больницы отсутствует. Поэтому прежним правительством города и было принято решение организовать подобную лабораторию в г. Севастополе. Но вопрос о закупке лабораторной мебели (это в понимании Кривова Ю.И. – вторая часть оборудования) за счет средств уже регионального бюджета был отложен на 2016 год в связи с незавершенным ремонтом помещения из-за судебных издержек с подрядчиком. Второе, что имел ввиду Кривов Ю.И., это закупленные без стоек гистероскопы (эндоскопические аппараты для исследования и проведения лечебных манипуляций в полости матки). Хотелось бы снова возразить уважаемому чиновнику в том, что наличие стойки не является обязательным условием комплектации гистероскопа во время закупки, так как гистероскоп это не лапароскоп и он легко интегрируются с существующими в больницах (в том числе и городской больнице №4) лапароскопическими стойками. К сожалению, известные нам всем руководители здравоохранения, по-видимому не успели проинформировать вице-губернатора о том, что само техническое задание на оборудование разрабатывалось потребителями (врачами-специалистами) и утверждалось главным врачом учреждения, а также о том, что все заявки хранятся в департаменте здравоохранения. Поэтому, если главный врач и специалисты его учреждения решили, что стойка не нужна, значит, им было достаточно простого гистероскопа, который поставлен и, к счастью, сегодня пока находится в работоспособном состоянии.
Другой проблемой здравоохранения города Кривов Ю.И. в своем интервью назвал "переток кадров в частный сектор". Причину этого чиновник увидел в «неготовности» людей работать в системе обязательного медицинского страхования, где нужно "зарабатывать деньги"! Не удивляйтесь, уважаемый читатель, услышав знакомую нам всем фразу, неоднократно уже продекларированной сладкой парочкой "Емельяненко-Гроздова" . Для чиновника Кривова Ю.И., оказывается, тоже главным является не способность врача лечить, а его способность зарабатывать деньги. Странно только, что в частных клиниках врачам все-таки сумели создать условия для того, чтобы они могли лечить людей, а в государственных больницах и поликлиниках нет. С другой стороны, а разве последнее возможно с такой позицией вице-губернатора? Но самое печальное в том, что г-н Кривов Ю.И. считает, что севастопольские врачи плохо выполняют свои обязанности и требуют, "чтобы им платили заработную плату за сам факт нахождения на работе". Уважаемые медицинские работники, это вам высокопоставленный чиновник, по-видимому, сказал "спасибо" за ваш благородный труд в таких сложных условиях.
Критическая ситуация в здравоохранении города во многом обусловлена отсутствием профессиональных кадров среди врачей и медицинских сестер. Но главную причину дефицита кадров чиновник Кривов Ю.И. увидел в отсутствии жилья. При этом он умолчал о том, что из 70,00 млн. средств, предусмотренных в 2016г. программой компенсации переезда, не освоено и половины. Еще хуже ситуация в 2017г. Также г-н Кривов Ю.И. умолчал о том, что из 31 прибывших в Севастополь врачей, 20 уехали назад из-за созданных невыносимых условий на работе. Он также не сказал о том, по какой причине целым коллективам медицинских работников месяцами не выплачивается заработная плата, почему документальная нагрузка на врачей выросла в разы, почему в 2017г. заработные платы врачей и медицинских сестер упали почти в 2 раза, почему запуганные страшными угрозами тандема "Емельяненко-Гроздова" нимание уважаемого читателя на то, что в других городах федерального значения около 30% медицинских работников тоже не имеют собственного жилья, но никто ведь даже не помышляет бросать работу и уезжать обратно. Поэтому проблема далеко не в жилье. Кстати о жилье. Почему-то чиновник ничего не сказал о том, почему в 2016г. не был выполнен раздел программы "Развитие здравоохранения" в части проектирования строительства 55-квартирного дома для медицинских работников, хотя на это было предусмотрено в бюджете города соответствующее финансирование. Также он не ответил на вопрос о том, почему в бюджете на 2017г. новым руководством здравоохранения не были заложены средства на проектирование строительства служебного жилья. Хотя зачем? Ведь критиковать предшественников и ничего не делать намного легче! Когда чиновник собирается строить упомянутое им служебное жилье – после 2020 года? Но к этому времени оно уже вряд ли будет кем-то востребовано, да и самого Кривова Ю.И. в городе Севастополе уже будет не сыскать.
Но самое интересное в том, что в конце интервью, Г-н Кривов Ю.И. открыл свое настоящее лицо. Оказалось, что чиновник с "особым" интересом следит за развитием частной медицины в Севастополе (напомним читателю, что таких клиник в городе около 300). На вопрос о том, каково отношение вице-губернатора к «выдавливанию» пациентов в частные клиники, он ответил весьма позитивно. Ведь государственное здравоохранение по мнению Кривова "не способно сегодня предоставить должного качества помощи". Поэтому он готов "поддержать частное здравоохранение при условии, что оно войдет в территориальную программу обязательного медицинского страхования" .
Заметим, что не просто войдет, а заберет государственные деньги из системы обязательного медицинского страхования! А вслед за этим последует дальнейшее снижение заработной платы, сокращение ставок врачей и коечного фонда в государственных больницах и поликлиниках. Но самое интересное в том, что г-н Кривов Ю.И. открыто призвал частную клинику "Бонус" участвовать в "освоении" денег ОМС, то есть государственных денег. На самом деле это будет спасением для "Бонуса", так как без ОМС ему не выжить – ведь огромный пятиэтажный корпус на ул. Хрусталева, 35г другим путем "окупить" и сделать прибыльным просто невозможно. Правда в одном снова ошибся вице-губернатор, сказав, что "Бонус" освободил занимаемые им в течение более 15 лет площади в городской больнице №2. И снова неправ чиновник – "Бонус" продолжает и сегодня находиться на территории государственного лечебного учреждения. Скорее всего, нынешние руководители здравоохранения не рассказали Кривову Ю.И. о том, что этот частный медицинский центр располагается на площади бывшего государственного пульмонологического отделения, которое в свое время было уничтожено. Возродится ли оно теперь – уже большой вопрос.
На этом, как говориться, сказ чиновника был окончен...
Совершенно не волновали г-на Кривова Ю.И. вопросы отсутствия лекарств и аптек для льготников, запредельная смертность трудоспособного населения, падение почти на 15 % рождаемости и рост естественной убыли до минус 3,2 на 1000 человек. Ему совершенно были не интересны проблемы, связанные с сокращением целых отделений и служб, отсутствием выплат заработной платы медицинским работникам, а также грубейшими нарушениями в работе департамента здравоохранения и территориального фонда ОМС. Достаточно вспомнить пример с незаконным прикреплением к частной клинике Медекс 20000 населения, а также пример, когда г-жа Емельяненко О.А. в нарушение норм Федерального Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013г. заключила в 2017г. с ГУПС "Севастопольская аптечная сеть" 80 договоров по 100 тысяч рублей (на общую сумму 8 000 000 млн. рублей) на оказание услуги по обеспечению льготников лекарствами. А ГУПС "Севастопольская аптечная сеть" вместо того, чтобы направить эти деньги на открытие новых аптечных пунктов, потратила средства на дорогостоящий ремонт своего помещения и на выплату премий руководству ГУПС. А в результате мы сегодня имеем одну аптеку на весь город! Ничего это ему просто было не нужно. Ведь (и это было видно всем зрителям) он с самого начала с нетерпением ждал конца передачи.
Таким образом, в интервью вице-губернатора по социальным вопросам г-на Кривова Ю.И. "ИНФОРМЕР" не увидел четкой конструктивной позиции по решению острых и жизненно-важных проблем в сфере здравоохранения. Наоборот, его отношение к кадрам, технической модернизации отрасли, а также распределению государственных денег в здравоохранении города четко обозначило позицию, которая полностью поддерживает скорейшее замещение государственного здравоохранения частной медициной. А к 2020 году, благодаря политике выдавливания кадров, списания и передачи в частный сектор медицинского оборудования, отсутствия капитальных ремонтов и сколь-нибудь заметного движения по строительству новых больниц, большинство государственных медицинских организаций окажутся просто не способными получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и будут вынуждены закрыться. Но взамен этому население города получит разветвленную сеть частных медицинских клиник, сеть хорошо оснащенную и с сильной чиновничьей поддержкой. Сеть частную, но "живущую", в том числе, и за государственный счет.
С уважением,
Саня Злой